Голубые бродяги причастны к звёздному вампиризму

Центральная часть шарового звёздного скопления 47 Тукана (фото NASA/ESA).

Астрономы обнаружили, что в шаровом звёздном скоплении 47 Тукана происходит нечто загадочное. Используя телескоп VLT обсерватории ESO, они обнаружили, что некоторые из этих звёзд сформировались благодаря тому, что забирали вещество у других.

«Это первый случай, когда был обнаружен чёткий сценарий формирования так называемых „голубых бродяг“ в шаровом скоплении», — говорит Франческо Ферарро (Francesco Ferraro), доцент Болонского университета (Università di Bologna), руководивший этим исследованием.

«Голубые бродяги» (blue stragglers) или, как их ещё называют, «звёзды-дезертиры» — это звёзды, которые выглядят достаточно молодыми, хотя находятся в скоплениях, состоящих из старых звёзд.

Учёные полагают, что эти объекты возникают в результате столкновений звёзд или эволюции двойной системы, в которой одна из звёзд перетягивает к себе материал другой, тем самым «омолаживаясь». Однако никаких астрономических доказательств этой гипотезы обнаружено не было, поэтому процессы формирования и эволюции «голубых бродяг» долгое время оставались загадкой.

Среди самых известных объектов этого класса — звёзды в скоплении 47 Тукана. 43 из них астрономы и подвергли исследованию на предмет определения их химического состава.

В результате выяснилось, что у шести из этих объектов кислорода и углерода гораздо меньше, чем у окружающих звёзд, а гелия и водорода — больше.

Эта аномалия, по словам учёных, свидетельствует о том, что вещество на поверхность «голубого бродяги» могло «прибыть» только с соседней звезды, причём из её глубинных слоёв. Таким образом, речь может идти лишь о двойной системе, в которой «голубой бродяга» играет роль «вампира».

В центре скопления звёзды крайне плотно «упакованы»: внутри шарового скопления 47 Тукана на один кубический световой год приходится 4 тысячи звёзд. Поэтому слияния звёзд здесь могут происходить очень часто.

Как показал «химический след», зафиксированный в ходе исследования, возможно также не только слияние, но и простой переход вещества от звезды к звезде — без всяких слияний, даже при такой плотности, как в 47 Тукана.

Поэтому данная работа, по словам Ферраро, имеет фундаментальное значение для понимания давней эволюции «голубых бродяг» в шаровых звёздных скоплениях.

Также читайте про истребительницу вампиров за орбитой Плутона.

Маленькое слово для Армстронга — гигантский курьёз для всей истории