Астрономы картографировали Цереру

Инфракрасный снимок Цереры состоит из чёрно-белых пятен. А это — трёхмерная реконструкция инфракрасного изображения, где «более синие» области — это холодные зоны, а «более красные» — относительно тёплые. Чёрные районы вверху и внизу возникли из-за недостатка данных с полюсов (фото с сайта news.bbc.co.uk).

После того, как статус Цереры поменялся, этот объект неожиданно стал представлять особенный научный интерес, и с помощью телескопов обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory) было проведено его картографирование. Оказалось, не зря — учёные нашли там много интересного.

«Мы думали, что Церера гладкая, — говорит астроном Бенуа Карри (Benoit Carry) из обсерватории Париж-Мюдон (Observatoire Paris-Meudon), — однако снимки показали, что поверхность изобилует деталями».

Усилиями исследовательской группы Карри было сделано 360 инфракрасных снимков Цереры. Благодаря этим изображениям удалось составить карту 80% планеты, которая даёт представление о рельефе, правда, ничего не говорит о его физико-химических характеристиках.

Учёные уточняют, что для получения изображений этой карликовой планеты впервые использовалась инфракрасная и современная адаптивная оптика с технологиями, устраняющими искажения, вносимые воздушными потоками в земной атмосфере.

На изображениях обсерватории Кека хорошо видна приплюснутая форма Цереры, что, по мнению учёных, может быть обусловлено высоким содержанием льда в мантии — до 25%. Если всё действительно так, то это превышает количество пресной воды на Земле.

По мнению Кристофа Думаса (Christophe Dumas) из обсерватории ESO, на Церере находится вода, оставшаяся ещё со времён формирования Солнечной системы.

Узнать «географию» Цереры подробнее поможет аппарат Dawn агентства NASA, запуск которого запланирован на ближайшее лето.

Добавим, что большой интернес представляет картографирование как других планет Солнечной системы – в случае Плутона или Занаду — материка Титана, — так и родной Земли – когда речь идёт, например, о морском дне или хотя бы о велосипедных маршрутах.

Найдена самая близкая экзопланета