Исследователи нашли наименьший клеточный геном

В этом крошечном, только родившемся, насекомом хорошо виден жёлтый участок: это бактериом — группа специальных клеток, дающих приют бактериям-симбионтам (фото Nancy Moran, University of Arizona).

Международная группа учёных из японской научной организации RIKEN и университета Аризоны (University of Arizona) установила, что одноклеточное существо Carsonella ruddii обладает самым коротким геномом среди своих собратьев.

Carsonella ruddii — одноклеточное-симбионт. Оно живёт в некоторых клетках ряда маленьких насекомых (например, мушек, питающихся соком растений) и делится с хозяевами аминокислотами, вырабатываемыми из поступающих питательных веществ.

Расшифровка генома Carsonella ruddii показала, что он содержит всего 159 662 пары оснований ДНК (или генетических «букв»), составляющих лишь 182 кодирующих белки гена.

Это втрое меньше, чем у самого короткого клеточного генома из всех известных, и так мало, что уже сопоставимо с длиной генома у вирусов, по поводу которых не прекращаются споры — считать ли их живыми существами или нет.

Учёные, сделавшие открытие, отмечают: ранее никто не предполагал, что столь малого числа генов будет достаточно для работы клетки.

Многие из метаболических цепочек, которые имеются у свободно живущих бактерий, были потеряны Carsonella ruddii после многих поколений проживания внутри насекомых. Однако эта бактерия потеряла и некоторые из генов, которые ранее биологи считали абсолютно необходимыми для выживания.

Учёные предполагают, что некоторые важные гены в ходе давней истории были переданы этой бактерией насекомым. А отдав некоторые свои метаболические функции на откуп организму хозяина, бактерии потеряли эти гены, поскольку больше в них не нуждались.

Биологи считают, что, по всей видимости, бактерия Carsonella ruddii находится на эволюционном пути превращения в органоид.

Изучение генома такого удивительного симбионта поможет больше узнать о роли Carsonella ruddii в приютившем её организме. И в целом — о работе клеток.

Читайте также о расшифровке генома самого загадочного (с точки зрения генетики) существа на Земле.

Учёные сложили герб Кембриджа из ДНК