Создан бактериальный топливный элемент без бактерий

Упрощённая схема нового устройства (иллюстрация PNNL).

Исследователи из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (PNNL) построили первый биологический топливный элемент, работающий на основе метаболизма бактерий, но — без самих бактерий.

Учёные уже научились встраивать различные типы бактерий в топливные элементы, заставляя крошечных живых существ вырабатывать ток. Экспериментаторы вклинивались в естественные электрохимические процессы, сопровождающие дыхание и питание бактерий, чтобы направлять электроны, выработанные бактериями, во внешнюю цепь (вот один из самых ярких свежих примеров такого устройства).

Однако, оказывается, биологический топливный элемент можно создать и без бактерий. Ведущий автор нового исследования Томас Скуайр (Thomas Squier) говорит, что, насколько он знает, это достижение — первое в своём роде.

Экспериментаторы выделили с внешней мембраны бактерии Shewanella oneidensis белки под названием c-тип цитохром А (c-type cytochrome A или OmcA), очистили их и перенесли на подложку из минерала гематита.

Подпитывая OmcA естественным для клеток топливом (никотинамид-аденин-динуклеотид — NADH), авторы исследования получили электроэнергию.

Использование чистого белка вместо бактерий открывает возможность сокращения размеров биологических топливных элементов, пригодных для приведения в действие крошечных электронных устройств.

Правда, пока устройство выдаёт пиковый ток лишь несколько секунд — это ведь самые первые эксперименты с новым типом топливных элементов, — зато величина тока сопоставима с полезным выходом ранее созданных обычных бактериальных топливных элементов.

Узнайте также о том, как биологи получили электричество из шоколада.

Suzuki создаёт инвалидное кресло на топливных элементах