Найдены останки рыбы-предшественницы сухопутных животных

Череп необычной рыбы, долго скрывавшей свои «сухопутные» детали анатомии (фото John Broomfield/Museum Victoria).

Джон Лонг (John Long) и его коллеги из музея Виктории (Museum Victoria) утверждают, что отдельные черты наземных животных у рыб развились намного раньше, чем считалось до сих пор. Свои заключения учёные основывают на анализе окаменелостей необычной рыбы возрастом 380 миллионов лет, найденных в Западной Австралии.

Редкий экземпляр рыбы Gogonasus, жившей в девонский период, был найден в прошлом году. «Это самая прекрасная полная рыба данного вида, когда-либо обнаруженная в мире, — говорит доктор Лонг. — Похоже, будто это существо умерло вчера. Вы можете всё ещё открывать и закрывать его рот».

Австралийцы обнаружили у этой рыбы ряд деталей, присущих четвероногим животным. Они не были открыты до сих пор, поскольку другие экземпляры рыбы, найденные ранее, сохранились намного хуже. К числу особенностей, позднее в полной мере проявившихся в наземных животных, относятся специфические отверстия в черепе и строение костей грудных плавников.

«Это — определённо рыба. Это имеет жабры, плавает в воде и имеет плавники, — говорит Лонг. — Но это — рыба, показывающая начало „чертежа“ четвероногого животного, который, в конечном счёте, привел бы ко всем живущим наземным животным».

О своей находке авторы сообщают в журнале Nature.

Интересно, что ранее в нынешнем году палеонтологи открыли новый вид существа — Tiktaalik roseae, которое жило на 5 миллионов лет позже Gogonasus и уже было амфибией. Его особенности ещё сильнее связывали рыб и сухопутных тварей. Но о родственной связи Tiktaalik и Gogonasus исследователи ничего не говорят.

Так или иначе, в эволюции живых существ выстраивается стройная линия. Кстати, об удивительной полурыбе-полузвере (иначе — рыбоноге или фишаподе) мы детально рассказывали.

Плавники ихтиозавров были приспособлены для высоких скоростей