Ночь без сна заставляет гиппокамп бастовать

Учёные доказали то, что люди давно знают по опыту: при обучении сон должен быть нормальным (фото Digital Vision).

Очередное доказательство тесной связи между сном и памятью получил Мэтью Уокер (Matthew P. Walker) из Гарварда (Harvard University). Он и его коллеги установили, что всего одна ночь без сна может заметно повлиять на работу органа, играющего ключевую роль в процессе закрепления новых знаний в памяти.

10 студентов-добровольцев провели одну ночь без сна, после чего им показали 30 слов, которые испытуемые должны были запомнить. Через два дня экспериментаторы проверили надёжность запоминания. Оказалось, что эти 10 человек запомнили слов в среднем на 40 % меньше, чем контрольная группа из 10 студентов, которые спали как обычно.

Но и это не всё. Обнаружилась связь между эмоциональной окраской слов и надёжностью их запоминания. То, что положительно и отрицательно «заряженные» слова запоминаются лучше, было установлено раньше. Однако в ходе данной работы выяснилось, что у добровольцев, пропустивших один раз сон, негативные слова врезаются в память намного глубже, чем все прочие. Лишённые сна студенты запомнили лишь на 19% меньше «отрицательных» слов, чем добровольцы в контрольной группе, зато «положительных» — на 59% меньше.

Чтобы узнать, какая часть мозга отвечает за такое «забвение», исследователи повторили эксперимент с другой группой добровольцев. На этот раз они использовали функциональный магнитно-резонансный сканер, чтобы контролировать мозговую деятельность в то время, когда студенты рассматривали ряд эмоционально нейтральных фотографий. Выяснилось, что у студентов, пропустивших обычный ночной сон, гиппокамп проявлял гораздо меньшую активность. А эта часть мозга критически важна для процесса запоминания.

Теперь авторы работы намерены детальнее изучить связь между памятью и эмоциями.

Кстати, читателям «Мембраны» знакома другая работа Уокера: предыдущее масштабное исследование связи памяти и сна.

Читайте также о проекте вживляемого электронного гиппокампа и о том, как экспериментаторам удалось стереть воспоминания у крыс.

Развитие речи ребёнка зависит от папы