Динозавров погубил Шива

Водопад ручья Коттонмоут (Техас) — одно из мест, где авторы новой работы изучали отложения с вкраплениями тектитов, разлетевшихся на тысячи километров от кратера Чайксалаб (фото Geological Society of America).

Международная группа учёных во главе с профессором Джертой Келлер (Gerta Keller) из Принстонского университета (Princeton University) продолжает работать над доказательством теории о том, что динозавров погубил вовсе не тот гигантский астероид, что оставил на Юкатане кратер Чайксалаб (Chicxulub).

То знаменитое падение было лишь началом сложного действа, завершённого позднее ещё более внушительным ударом из космоса.

Об этом необычном сценарии уничтожения динозавров Келлер говорила ещё два года назад, но споры вокруг её теории продолжаются, как продолжалась всё это время и работа самой исследовательницы. Она скрупулёзно изучала отложения (в том числе — органического происхождения, например — раковины морских организмов) и породы, относящиеся к эпохе гибели динозавров — приблизительно 65 миллионов лет назад, расположенные по всему миру.

По версии Келлер, удар по Юкатану лишь пошатнул господство динозавров, но фактически, не привёл ни к какому вымиранию не только гигантских ящеров, но вообще — любых других видов живых существ. Однако, затем случился ряд совпадений.

В ту же эпоху в Индии уже бушевали мощные вулканы, которые сильно повлияли на климат планеты. Выброшенные парниковые газы привели к сильному глобальному потеплению, которое пагубно отразилось на растениях и животных на суше и, что не менее важно, в океане.

Но и тут жизнь взяла бы своё, и динозавры продолжили бы существование. Финальную же точку в этой драме поставил ещё один удар астероида, последовавший на 300 тысяч лет позднее юкатанского.

Если кратер Чайксалаб (мы о нём подробно рассказывали) имеет диаметр около 180 километров, а астероид его оставивший — был примерно 10 километров в поперечнике, то второй удар превзошёл эти показатели в разы.

Но где в таком случае кратер? Этого Келлер пока не знает. А что вы хотите — столь давние кратеры основательно разрушены эрозией. Юкатанский-то «шрам» на теле Земли нашли лишь в 1990-х. Но вот версия — уже есть. На роль «окончательного» убийцы динозавров Келлер предлагает недавно обнаруженный мегакратер в Индии, диаметр которого — 500 километров!

Нашёл его палеонтолог Санкар Чаттерджи (Sankar Chatterjee) из Техасского технического университета (Texas Tech University), и назвал Шивой (Shiva). Правда всё, что связано с этим кратером – пока лишь самые предварительные исследования и выводы делать рано.

Интересно, что мистер Чаттерджи «засветился» ранее с другими интересными работами: открытием живого биплана и анализом аэродинамики драконов.

Девушка предложила астронавтам лететь на Марс внутри астероида