Впервые получен кислородно-водородный сплав

Венди Мао удалось получить «невозможный» сплав (фото с сайта aps.anl.gov).

Физики создали невозможную, казалось бы, структуру — прозрачный твёрдый сплав молекулярного водорода и молекулярного кислорода. Его точная кристаллическая структура пока не известна, но учёные говорят, что столь необычный сплав будет «энергичным» материалом.

Отчёт об этом достижении опубликовали в Science Венди Мао (Wendy L. Mao) из Нейтронного центра Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (Los Alamos Neutron Science Center), Рассел Хемли (Russell Hemley) и Хо Кван Мао (Ho-kwang Mao) из геофизической лаборатории института Карнеги в Вашингтоне (Geophysical Laboratory), а также ряд их соавторов из других научных организаций США и Тайваня.

Учёные поместили образец воды между алмазными наковальнями и создали в нём давление в 170 тысяч атмосфер. Вода превратилась в лёд VII.

После этого авторы опыта направили на установку высокоэнергетические рентгеновские лучи. Радиация разрушила химические связи между кислородом и водородом в воде, а затем кислород и водород сформировали молекулы O2 и H2.

Получился кристаллический сплав из «несовместимых» (определение Венди Мао) в таком виде молекулярных водорода и кислорода. Свойства этого сплава только начали изучать. В частности, сохраняя давление в установке на уровне 10 тысяч атмосфер, его подвергали различным температурным изменениям, рентгеновскому и лазерному облучению — материал оставался стабильным.

Любопытно, что ранее физики в разных лабораториях сотни раз пытались создать твёрдый сплав молекулярных водорода и кислорода, но все опыты проваливались. Ключом к успеху оказался точный выбор уровня энергии рентгена для диссоциации льда VII. Правильный диапазон был очень узким: чуть больше — и лучи беспрепятственно проходили сквозь образец, чуть ниже — и рентген поглощался алмазом. Кроме того, облучение образца продолжалось несколько часов. Ранее столь долгие попытки не предпринимались.

Читайте также о совершенно бесполезном, но очень любопытном твёрдом красном кислороде.

Создана нанотехнологическая термочувствительная ткань