Свет лампочки может заменить лазерную хирургию

Демонстрация работы системы — учёные оперируют светом ксеноновой лампочки живую крысу (фото Jeffrey Gordon).

В 100 раз более дешёвую альтернативу лазерной хирургии разработали израильские учёные из университета Бен-Гуриона (Ben-Gurion University). Вместо лазера они предлагают использовать сконцентрированные лучи обычного света.

Во время лазерной хирургии лучи, чтобы убить больные клетки, проходят через оптические волокна. Этот метод очень эффективный и почти безболезненный, однако многим пациентам он не по карману — стоимость операции превышает $100 тысяч.

Джеффри Гордон (Jeffrey Gordon), его коллеги-физики, а также инженеры и хирурги вместо дорогих лазеров решили использовать свет от «более банальных» источников. Первые эксперименты с солнечным светом особым успехом не увенчались (мы писали об этом), и тогда исследователи обратились к очень ярким ксеноновым лампам, которые применяются в проекторах.

В построенной Гордоном сотоварищи системе ряд криволинейных зеркал «собирает» свет лампы, фокусирует его и направляет через гибкое оптическое волокно на операционный стол. Таким образом луч с миллиметровым «наконечником» становится инструментом хирурга.

Опыты на печени и почках живых крыс доказали, что система по эффективности сопоставима с лазерной хирургией.

В настоящее время сингапурская компания Ray Medical Private в сотрудничестве с израильскими специалистами занимается коммерциализацией изобретения. При оптимистичном раскладе система появится на рынке через год-два.

Читайте также о полевом роботе-хирурге, трёхмерном софте для хирургии, о пользе видеоигр для хирургов и хирургической подтяжке голоса.

Пучки антиматерии обещают совершить прорыв в медицине