Британские учёные просят разрешение на гибрид человека и коровы

Руководитель инициативной группы британских учёных доктор Лайл Армстронг (Lyle Armstrong), вместе с пятью исследователями заявивший о готовности к смелому эксперименту (фото Newcastle University).

Трёхлетнюю лицензию на проведение экспериментов по созданию эмбриона человека с использованием генетического материала коровы запросили британские учёные у государственной организации HFEA (Human Fertilisation and Embryology Authority).

Любопытно, что подобные планы озвучил в сентябре 2003 года скандально известный американский доктор Панайотис Завос (Panayiotis Zavos), но его слова, как и предыдущие заявления, научное сообщество не приняло всерьёз. И вот теперь за разрешением обратились исследователи из университета Ньюкасла (Newcastle University) и Королевского колледжа Лондона (Kings College London).

Учёные полагают, что гибридные эмбрионы, которым позволят развиваться лишь в течение нескольких дней, помогли бы усовершенствовать технологию терапевтического клонирования, стали бы альтернативным источником стволовых клеток и, в конечном счёте, дали бы науке шанс победить болезни Паркинсона и Альцгеймера.

На сегодняшний день проблема состоит в том, что человеческих яйцеклеток для исследований катастрофически не хватает: чтобы получить эти клетки, медикам приходится подвергать женщин хирургическому вмешательству, и при этом из сотен овоцитов удаётся произвести лишь одну линию эмбриональных стволовых клеток, тогда как нужны тысячи.

А яйцеклетки коров могли бы выступить в качестве «заместителей» клеток человека: если из коровьей яйцеклетки удалить её генетический материал и внедрить в неё человеческую ДНК, то получившийся эмбрион был бы человеком на 99,9% — единственный «бычий компонент» окажется вне ядра клетки.

В возрасте шести дней из эмбриона, перед его разрушением, можно было бы извлечь стволовые клетки, качество и жизнеспособность которых пока, правда, под вопросом — без экспериментов этого не выяснить.

Тем не менее, чисто технически эмбрион был бы химерой — результатом соединения двух разновидностей в одной. Это и возмущает критиков, которые говорят, что цель не оправдывает средства, что техника неэтична и потенциально опасна, что она стирает границы между животными и людьми, ущемляет человеческое достоинство, посягает на права человека и так далее. Впрочем, все аргументы противников технологии мы уже слышали, когда обсуждался гибридный эмбрион кролика и человека.

HFEA должна принять решение в течение нескольких месяцев, то есть в будущем году. Кстати, мы рассказывали, как учёные просили у HFEA разрешение на создание эмбриона человека с ДНК двух женщин и от трёх родителей. Сообщали мы и о прототипе двуполого гибрида человека, и о намерении скрестить человека с мышью.

Учёные воскресили древний ретровирус