Мусорная ДНК сделала людей умнее

Синаптический контакт — место соединения нервных клеток. Как следует из новой научной работы, эволюция этих участков у людей могла быть обусловлена работой «мусорной ДНК» (иллюстрация Mediscan/Corbis).

Учёные продолжают пересматривать отношение к той части ДНК, которую нередко именуют «мусорной». Например, профессор Эдвард Рубин (Edward Rubin) из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory — LBNL) обнаружил, что такие участки (составляющие до 90% всей последовательности) имеют определённый «смысл», сыгравший огромную роль в человеческой эволюции.

Исследователи изучили 110549 нуклеотидных последовательностей, сохранившихся в ДНК в процессе эволюции. С помощью статистических методов Рубин с коллегами нашёл среди них 992 таких, которые претерпели изменения, причем не случайным образом, а в ходе естественного отбора.

Затем учёные провели сравнение этих последовательностей с генами из баз данных Gene Ontology и Entrez Gene. Целью было сделать предположение о том, какими функциями могла бы обладать последовательность.

Среди этих последовательностей учёные нашли 69 таких, которые очень похожи на гены, ответственные за контакт нейронов между собой. Поэтому коллектив исследователей уверен в том, что эти благодаря этим «кускам» человек приобрёл многие познавательные навыки.

Как пояснил Эдвард Рубин, контакт нейронов играет основную роль при обучении, в процессах, связанных с памятью, письмом и прочими.

К примеру, как рассказал профессор, одна из последовательностей напоминает ген CNTN4, который вовлечён в развитие вербальной и невербальной коммуникации, а ещё одна — ген CHL1, отвечающий за познавательные процессы.

Профессор Аджит Варки (Ajit Varki) из университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego) сказал, что исследование выглядит «интересным и правдоподобным». Однако он предупредил о том, что результатами этой работы следует пользоваться с осторожностью, так как использованные в ней базы данных дают лишь общее представление о функциях генов, но не говорят, какой конкретно деятельностью занят каждый из них.

Читайте также о недавних подозрениях учёных о ценности «мусорной ДНК», а ещё — об открытии в этой молекуле второго кода.

Британские учёные просят разрешение на гибрид человека и коровы