Существа из океана влияют на облака

Расцвет фитопланктона у острова Южная Георгия в январе 2004 года (фотография NASA).

Механизм влияния химических выделений океанского фитопланктона на формирование облаков, которые отражают солнечный свет от нашей планеты, выявили и описали двое американских учёных — Атанасиос Ненес (Athanasios Nenes) из технологического института Джорджии (Georgia Tech) и Николас Месхидзе (Nicholas Meskhidze) из университета Северной Каролины (North Carolina State University).

Связь между облаками и биосферой была открыта практически случайно в попытке объяснить увеличенный облачный покров, наблюдаемый над южными частями Атлантического, Индийского и Тихого океанов, где происходит бурный расцвет фитопланктона.

Основываясь на данных со спутников, исследователи выдвинули гипотезу о том, что частицы, произведённые в результате окисления изопрена, который выделяется фитопланктоном, возможно, вносят свой вклад в удвоение концентрации капелек в облаках. Учёные использовали сложные математические модели и пришли к выводу, что так оно и есть.

Если взаимосвязь облаков и биосферы подтвердится, к моделям глобальных изменений климата добавится новый и очень важный компонент. Ведь многие экологи полагают, что увеличенный облачный покров может частично противостоять воздействию глобального потепления, уменьшая количество поглощаемой планетой энергии Солнца.

«Если из-за изопренового окисления формируется много частиц, в облаках внезапно появляется намного больше капелек, которые помогают им отражать свет, — объясняет Ненес. — Кроме улучшенного отражения, реже выпадают осадки, и таким образом облака растут. В целом всё это делает атмосферу более облачной, и назад в космос отражается больше солнечного света».

Читайте также о связи между космическим излучением и формированием облаков.

Японцы поймали дельфина с лишней парой плавников

7 ноября 2006

Грибок заставил лягушек поселиться в отеле

3 ноября 2006

Динозавров погубил Шива

25 октября 2006

Живой шар рассказывает владельцу о хрупкости Земли

19 октября 2006

Изобретена растительная стена для офисов

16 октября 2006
  • Павел Тяпкин  11 октября, 18:15
    Модель описанная в статье, добавляет ещё один аргумент (первый аргумент в статье на membrana.ru о бактериях вызывающих дождь) в пользу гипотезы Геи. Эта гипотеза о саморегуляция биосферы Земли для создания оптимальных условий для жизни была выдвинута Джеймсом Лавлоком для поиска жизни на других планетах. Сначала её считали несерьезной, теперь интерес к этой теории уже стабильный. В России тожу эту теорию продвигают, вот тут ещё один механизм описан: www.bioticregulation.ru/index_r.php — как леса притягивают дожди.