Тарантулы и чилийские перцы защищаются одинаково

Тарантул тринидадский шеврон (Psalmopoeus cambridgei) и чилийский перец. Казалось бы, ничего общего. Ан нет… (Фото SportsPoint Photography/David N. Carison и с сайта jurab.se)

Тарантул и жгучий чилийский перец, как оказалось, имеют кое-что общее. Исследователи из университета Калифорнии в Сан-Франциско (UCSF) обнаружили, что эти пауки и растения воздействуют своими веществами на одни и те же рецепторы млекопитающих. Результаты этого несколько необычного исследования опубликованы сегодня в Nature.

В частности, речь идёт о раздражении так называемого рецептора капсаицина. Когда определённое вещество попадает на него, канал рецептора открывается, и в нервную клетку попадают ионы. Из-за этого возникает электрический сигнал, который воспринимается мозгом как боль (в данном случае — как чувство жжения).

В лаборатории Дэвида Джулиуса (David Julius), профессора UCSF, руководившего исследованием, в течение почти десяти лет изучаются особенности этого рецептора, известного ещё под названием TRPV1. Например, учёные смогли выяснить, как TRPV1 реагирует на контакт с компонентами острой пищи, горчичным маслом и прочими веществами.

По ходу работы исследовательский коллектив изучил 22 вида скорпионов и тарантулов (особое внимание было уделено тринидадскому шеврону), яд которых вызывает болезненные ощущения. Оказалось, что во всех случаях, помимо прочих рецепторов, активизировался и TRPV1 — из-за содержания ряда особых пептидов.

Для того чтобы уточнить, влияют ли именно эти пептиды именно на эти рецепторы, учёные провели пару экспериментов.

Сначала они создали пептиды синтетическим путём, и результат их воздействия на рецепторы оказался точно таким же, как и у пептидов натурального происхождения.

Затем были проведены опыты с генетически модифицированными мышами, у которых не было TRPV1. Такие существа на действие «горячих» пептидов не реагировали, что подтвердило предположение о роли рецепторов капсаицина в восприятии ядов пауков и «жгучих» веществ, содержащихся, например, в остром перце.

«Это просто удивительно, что растения и животные используют один и тот же механизм защиты при создании болезненных ощущений у хищников», — сказал Дэвид Джулиус, комментируя исследование. Также он добавил, что изучение токсинов, вызывающих чувство жжения, чрезвычайно важно для понимания принципы работы ионных каналов рецепторов.

Кстати, мы однажды уже рассказывали об исследованиях действия чеснока, проведённых профессором Джулиусом.

Почитайте также про ядовитых пауков-убийц.

Ядовитые лягушки теряют свои токсины