Пересадка с клетками запретила отторжение органов

Сейчас Деми-Ли Бреннэн (Demi-Lee Brennan) — обычный подросток, на фото справа. В своё время она стала мировой сенсацией, после того как врачи обнаружили, что у девочки поменялся резус-фактор (фото с сайта news.com.au).

Три независимые команды медиков рапортуют о пересадках органов человека, в ходе которых удалось избежать отторжения донорских тканей почти без использования препаратов, подавляющих иммунитет. Удалось это благодаря технологии «тренировки» иммунной системы, но как это получилось – не знают пока и сами авторы новшества.

Сразу трём исследованиям (1, 2 и 3), связанным с отторжением донорских органов, посвящены статьи, опубликованные в открытом доступе в журнале The New England Journal of Medicine. И хотя пока положительный опыт получен лишь у нескольких пациентов, учёные надеются, что новая разработка поможет тысячам людей по всему свету отказаться от тяжёлого курса терапии, следующего сразу за пересадкой органа.

Основная проблема после любой трансплантации — отторжение пересаженного органа иммунной системой реципиента. Чтобы избежать этого, используют иммунноподавляющие препараты (ИПП), необходимость введения которых сохраняется у всех пациентов до конца жизни. Даже у тех, которым органы были пересажены от самых близких родственников. Однако применение ИПП подчас приводит к смерти больного от какого-нибудь другого заболевания, например пневмонии.

Предыдущие работы других учёных показали, что мыши и обезьяны могут прожить и без дорогостоящей терапии, если им в кровь ввести стволовые клетки крови донора органа.

Большинство больных умирает после операции трансплантации не из-за ошибок людей в белых халатах, а из-за «неправильных» действий своего же организма (фото с сайта clipmarks.com).

Поясним. Из стволовых клеток костного мозга образуются белые клетки крови (лейкоциты), в том числе B-клетки и T-клетки. T-клетки формируют иммунный ответ организма (они способны распознавать чужеродные мишени), в то время как B-клетки вырабатывают антитела.

Отторжение трансплантированных органов и тканей происходит из-за того, что иммунная система, обнаружив «чужака», начинает атаковать донорский орган и, в конце концов, нарушает его работу.

Биологи обнаружили, что в случае пересадки пациенту плюрипотентных стволовых клеток донора получившиеся из них T-лимфоциты и B-клетки встраиваются в иммунную систему реципиента и пересаженный орган начинает восприниматься организмом как «частично свой».

Последние исследования были проведены по схожему принципу.

Доктор Майкл Стормон (Michael Stormon) и его коллеги из детской больницы в пригороде Сиднея Вестмиде (Children’s Hospital at Westmead) пересадили 9-летней девочке со скоротечным гепатитом печень погибшего 12-летнего мальчика. Её болезнь, препараты, подавляющие иммунитет, а также цитомегаловирусная инфекция настолько ослабили иммунную систему ребёнка, что её собственные иммунные клетки были фактически вытеснены производными стволовых клеток донорской печени.

Стволовые клетки проходят в своей жизни несколько этапов «взросления» (от тотипотентных до унипотентных), каждая из них способна в ходе этого преобразования дифференцироваться или получить определённую функцию. Плюрипотентными называются стволовые клетки, которые ещё не получили свою специализацию (иллюстрация с сайта csa.com).

Деми-Ли Бреннэн даже пришлось снова вакцинировать от кори и эпидемического паротита (свинки), так как донор ещё не прошёл эту вакцинацию.

Все процедуры и анализы юная пациентка проходила как обычно, несколько раз болела и лечилась. Но через девять месяцев после трансплантации в ходе стандартного анализа крови выяснилось, что у девочки поменялся резус-фактор (больная перешла из группы резус-отрицательных в группу резус-положительных людей, каковым являлся её донор).

Врачи были немало удивлены, ведь такое наблюдалось в мировой врачебной практике впервые. Доктора решили не противостоять организму, и через год были отменены все иммунноподавляющие препараты.

После настоящего медицинского чуда прошло вот уже пять лет, а Деми-Ли живёт совершенно спокойно без каких-либо дополнительных процедур или операций.

Второй прецедент имел место в стенах медицинской школы Стэндфордского университета (School of Medicine, Stanford University) и был предъявлен общественности командой профессора иммунологии и ревматологии Сэмюэля Стробера (Samuel Strober).

Пациенту Ларри Ковальски (Larry Kowalski) пересадили почку в феврале 2005 года (когда ему было 47 лет), после того как его старший брат согласился стать донором. В то же время ему были сделаны инъекции стволовых кроветворных клеток брата и назначена временная терапия, препятствующая отторжению нового органа (Т-лимфоциты реципиента разрушали лекарствами и облучением). И уже через полгода иммунноподавляющие препараты были отменены.

Заболел Ларри за последние 35 месяцев лишь раз и после кратковременной госпитализации снова вернулся к работе. Он совершенно здоров, уверяют врачи, в подтверждение тому Ковальски спокойно катается на сноуборде и велосипеде, ныряет с аквалангом.

Многие годы врачи пытались приблизиться к сегодняшним результатам. На фото Стробер (слева) и его помощники, а также один из первых пациентов Марти Холмс (Marty Holmes) (справа) (фото Stanford University).

Хотя данный «опыт» (в отличие от первого) был проделан с человеком намеренно, нельзя сказать, что биологи из Стэндфордского университета полностью отработали методику, ведь Ковальски лишь один из семи пациентов, двое из которых по-прежнему принимают лекарственные препараты постоянно. Вероятно, такие хорошие результаты были достигнуты в случае с Ларри только из-за того, что почка досталась ему от родного брата.

Третий случай был получен в серии опытов в госпитале Массачусетса (Massachusetts General Hospital) под руководством директора центра трансплантационной биологии (Transplantation Biology Research Center) Дэвида Сакса (David Sachs).

Участие в исследовании приняли пять человек (в возрасте от 22 до 46 лет), им так же, как и во втором случае, пересаживали почку и вводили стволовые клетки донора. Усложняло лечение то, что ни один из доноров почек не был родственником больных.

В первой группе антитела одного из трёх пациентов всё-таки вызвали отторжение органа, после чего в ходе второй попытки его лечения (как и у следующих двух подопытных) доктора были вынуждены ввести дополнительное лекарство, которое подавляло выработку антител B-лимфоцитами.

Результат: четверо прекратили приём специализированных препаратов в течение первых полутора лет после трансплантации.

Любопытно, что в отличие от Ковальски, у которого и через два года после операции генетические тесты выявляли наличие иммунных клеток брата, костный мозг пациентов третий группы не производил донорские иммунные клетки. А потому учёным пока не ясно, как больным удалось побороть отторжение новых органов.

«Трансплантация клеток костного мозга, — подводит итог Стробер, — вносит определённые риски. Но их может перевесить тот факт, что пациент уже в течение нескольких лет после операции может отказаться от дорогостоящей терапии и побочных эффектов „тяжёлых“ лекарств».

Правда, тем, кто уже перенёс трансплантацию (в особенности от умерших доноров) эта «панацея» не поможет, так как необходимо наличие стволовых клеток того человека, который подарил больному «вторую жизнь».

Сейчас учёные готовятся продолжить свои исследования на новых больных. Если всё пойдёт хорошо, то эта методика спасения жизней может прийти в массовую врачебную практику уже через пять-десять лет.

У овсянок открыта переменчивая мода