Предложено терраформировать квадратный километр Марса

Орбитальное зеркало может сильно нагреть километровый участок поверхности Марса (иллюстрация Rigel Woida).

Институт перспективных концепций аэрокосмического агентства США (NIAC) выдал грант на разработку технологии локального изменения среды Марса — вокруг обитаемой базы.

Эту концепцию предложил Риджел Войда (Rigel Woida), студент университета Аризоны (University of Arizona, Tucson), задумавшись о том, что полное терраформирование Марса может занять столетия, а вот преобразить его небольшой кусочек можно очень быстро.

Разумеется, без гигантского купола создать на поверхности Марса в точности земные условия не получится. Но даже и без купола частичное терраформирование, придуманное Риджелом, значительно облегчит работу исследователей Красной планеты на её открытой поверхности.

Войда предлагает вывести на орбиту вокруг Марса 300 надутых шаров диаметром 150 метров. Установленные бок о бок, они образовали бы вогнутое зеркало с поперечником 1,5 километра.

Это зеркало сфокусировало бы солнечный зайчик на участке поверхности шириной примерно в один километр. Температура на нём поднялась бы до 20 градусов Цельсия, в противовес типичным для Марса минус 140 — минус 60 (только в полдень на экваторе температуры там поднимаются заметно выше этих значений).

Тёплый локальный климат позволил бы астронавтам носить более лёгкие скафандры, меньше стесняющие в движениях, и строить здания базы с меньшим слоем теплоизоляции. Кроме того, дополнительный свет увеличил бы мощность солнечных батарей базы.

И главное — 20-градусная «погода» привела бы к таянию поверхностных водяных льдов (которые на Марсе нередки: вот красивое ледяное озеро, а вот — целое море), поставляя бесплатную воду для обитателей базы. А вода, разложенная электричеством, — это и кислород для дыхания, и топливо для ракет.

Шары должны отражать только видимое и инфракрасное излучение, так как концентрация высокочастотной радиации, не задерживаемой тонкой атмосферой, губительно сказалась бы на поселенцах. Поэтому одной из задач является подбор материала для зеркала.

Но и развёртывание такого огромного сооружения на орбите — проблема нетривиальная. Практические достижения человечества в этой сфере незначительны. Можно вспомнить запуск японцами в космос первого в мире солнечного паруса (фактически, солнечный парус и космическое зеркало — одно и то же) в 2004 году, а ещё российское «Знамя» — экспериментальное орбитальное зеркало, развёрнутое на станции «Мир» в феврале 1993 года. Оба имели поперечник в считанные метры.

А пока Войда получил от NIAC $9 тысяч на более детальное исследование придуманной им схемы.

Марсианский спутник внезапно замолчал