Пересмотрена теория возникновения Аппалачей

Земля примерно 420 миллионов лет назад. Вверху: прежняя версия. Внизу: новая версия (иллюстрация Christina Ullman).

Исследования крупного скального обнажения в Мексике — Акатлан — выявили, что этот комплекс сформировался на дне океана и что он гораздо моложе, чем полагали геологи ранее. «Это изменит взгляд геологов на Мексику», — говорит автор работы Дамиан Нанс (Damian Nance) из университета Огайо (Ohio University), добавляя, что это открытие также бросает вызов общепринятой теории возникновения Аппалачей.

Ранее учёные думали, что 420 миллионов лет назад Земля имела два главных континентальных массива, разделённых большим пространством океана Рея. На юге лежала Гондвана, суперконтинент, состоящий из будущих Южной Америки, Африки, Индии, Австралии и Антарктиды. На севере — Лавразия, составленная из будущих Северной Америки, Гренландии, Европы и частей Азии.

Согласно общепринятому мнению, комплекс Акатлан был когда-то частью Гондваны, но приблизительно 500 миллионов лет назад откололся от суперконтинента и, наряду с несколькими другими кусками земли, дрейфовал к северу, блокировав существовавший тогда между континентами океан Япетус. Акатлан столкнулся с Северной Америкой и создал (как бульдозер) складки Аппалачей.

Новый анализ Акатлана показал, что он когда-то располагался на дне другого океана — Реи, а не Япетуса, так что Аппалачи сформировались на 120 миллионов лет позже, чем думали учёные до сих пор.

По новому сценарию, Акатлан оставался частью Гондваны, и весь суперконтинент в целом врезался в Северную Америку. Благодаря этому сформировался новый суперконтинент — Пангея, которая позже (225-200 миллионов лет назад) раскололась на существующие ныне континенты.

Узнайте также о другом ярком геологическом открытии: во времена динозавров Амазонка текла в обратном направлении — в Тихий океан, а не в Атлантику.

В древности Амазонка текла в обратном направлении