Генетически модифицированный хлопок может решить проблему голода

Это растение, выращенное в чашке Петри, может стать родоначальником культуры, способной накормить миллионы людей (фото Texas Agricultural Experiment Station/Kathleen Phillips).

Неожиданное решение проблемы нехватки пищи в бедных странах предложили доктор Кирти Ратор (Keerti Rathore) из Техасской экспериментальной агрономической станции (Texas Agricultural Experiment Station), а также ряд его соавторов из других научных организаций США. Они создали съедобный хлопок, выключив в нём определённый ген.

Семена хлопчатника могли бы стать источником богатой белками пищи для 500 миллионов человек, если бы не одно препятствие — эти семена очень ядовиты. Они содержат соединение госсипол — клеточный, сосудистый и нервно-паралитический яд.

Это неприятное обстоятельство и сумели устранить Ратор и его коллеги, вырастив хлопок, в семенах которого уровень содержания госсипола был снижен до безопасного предела, позволяющего употреблять эти семена в пищу.

Интересно, что госсипол содержится во всех наземных частях хлопкового растения. Ратор подчеркнул: красота проекта состоит в том, что содержание госсипола было уменьшено только в семенах, где содержится много белка, но не в остальной части растения, где этот ядовитый состав служит защитой против насекомых и помогает хлопку противостоять болезням.

«Очень немногие знают, что на каждый фунт хлопкового волокна это растение производит 1,6 фунта семян, — говорит Ратор. — В мире производится 44 миллиона тонн семян хлопчатника ежегодно. А они содержат приблизительно 22% белка, и это — очень высококачественный белок». Таким образом, получается, что хлопковая отрасль могла бы поставлять на стол человечеству примерно 10 миллионов тонн белка в год.

Несколько десятилетий назад учёные из Калифорнии и Техаса создали модификацию хлопка, вообще не содержащую госсипола. Но эти растения никого не заинтересовали — они оказались восхитительным лакомством для вредителей.

Хотя на дальнейшие углублённые испытания и развитие коммерческой версии нового типа хлопка потребуются годы, он может совершить настоящий прорыв в сельском хозяйстве.

Читайте также о другом варианте решения проблемы голода — необычайно крупной, генетически модифицированной маниоке.

Компонент красного вина сделал мышей выносливее