Космонавт сыграл в гольф в открытом космосе

Тюрин выполняет удар по мячу для гольфа специальной позолоченной клюшкой (фото AP).

Российский космонавт Михаил Тюрин выполнил удар по мячику для гольфа позолоченной клюшкой, находясь в открытом космосе около Международной космической станции. Мячик улетел на орбиту. Он успеет много раз обогнуть земной шар, прежде чем затормозится и сгорит в атмосфере.

Задуманный ещё в марте уникальный трюк был выполнен 22 ноября по контракту между "Роскосмосом" и канадской компанией Element 21 Golf, получившей таким образом оригинальную рекламу для своего вновь открытого гольф-клуба.

Это самый длинный в истории полёт мячика для гольфа. По оценке американских специалистов, крошечный снаряд пролетает в космосе дня три, преодолев порядка миллиона миль. Хотя представители Element 21 Golf рассчитывают на куда больший срок (пару лет) существования мячика на орбите и, соответственно, большую дистанцию удара. Но точно предугадать эти цифры совершенно невозможно из-за того, что нельзя было точно выверить силу удара и его направление.

Кстати, мяч был нестандартный — он весил 3 грамма, в 15 раз легче обычного мяча. Это было сделано для большей безопасности в случае возможного столкновения мяча и станции.

Удар по мячику стал началом многочасового выхода в открытый космос, главными задачами которого были различные работы на внешней поверхности МКС, а также инспекция антенны системы «Курс» грузовика «Прогресс», которая, не сложившись должным образом, в октябре нынешнего года задержала стыковку этого транспортного корабля с МКС.

Кстати, начался выход в космос с проблем: сперва не закрывался люк, потом стал перегреваться скафандр Тюрина. В конце концов проблемы решили, и космонавт смог сосредоточиться на гольфе. Однако он очень долго пытался выбрать правильную позицию для удара в желаемом направлении. Несмотря на то, что Тюрин был прикреплён к поверхности станции, выполнить удар клюшкой в невесомости оказалось непросто — космонавт вертелся во все стороны.

Задачку с уплывающим Тюриным удалось решить, лишь призвав на помощь вышедшего вместе с Михаилом в космос американца Майкла Лопес-Алегрия (Michael Lopez-Alegria), который стал «держателем игрока». Астронавт руками удерживал Михаила, пока тот выполнял замах позолоченной клюшкой. И мячик благополучно улетел в космос.

Между прочим, это не первый в истории удар по мячу для гольфа в космосе. Ранее маленькие осторожные удары российские космонавты (например, Сергей Крикалёв) выполняли внутри самой МКС. Но главное — в 1971 году астронавт Алан Шепард (Alan Shepard), командир экспедиции Apollo 14, играл в гольф на поверхности Луны, послав в условиях низкой гравитации и вакуума мячик для гольфа на дистанцию в несколько миль.

Лишь теперь его рекорд превзойдён — на околоземной орбите.

Марсианский спутник практически потерян