Зверушка тупайя выдала секрет любви к алкоголю

Неужели склонность к излишним возлияниям возникла у млекопитающих миллионы лет назад? Вот у тупайи перохвостой (Ptilocercus lowii), например, вполне могла (фото Annette Ziztmann).

Истории о животных, пристрастившихся к выпивке, – не новость. Народная мудрость гласит: сколько ни пей, а слона не перепьёшь. Однако на самом деле об алкогольных склонностях фауны в естественных условиях почти ничего не известно. Играет ли употребление спиртного приспособительную роль или это случайно обнаруженная нашими не очень далёкими предками весёлая забава?

До недавних пор учёные даже с возрастом этой самой забавы никак определиться не могли. Ещё Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» отмечал, что обезьяны довольно падки на крепкие алкогольные напитки, а также пиво.

Но там речь шла о находящихся в условиях неволи особях. Так что привязать возникновение «синего рефлекса» к нашим далёким родственникам на основании одних лишь наблюдений основоположника эволюционной теории было бы слишком смело.

С другой стороны, в природе чего только не бывает. Вот, к примеру, в прошлом году в индийском штате Мегхалая (Meghalaya) были замечены шестеро слонов, толпившихся у высоковольтной линии. Уж не знаем, как этот эстетский вид наслаждения назвать поточнее… Короче говоря, они получали электрическое удовольствие. Индия. Метафизика… (фото с сайтов globosapiens.net, treehugger.com, britannica.com, wanderlustandlipstick.com)

О спаивании питомцев в цирке или зоопарке многие, конечно, слышали. Но достоверных свидетельств природной предрасположенности животных к употреблению алкоголя не так много. Речь идёт, разумеется, о злоупотреблении продуктами естественного брожения.

Наоборот, ряд исследований, проведённых биологами, опровергали предположение о такой «пагубной привычке»: в диких условиях подопытные по большей части либо не проявляли никакого интереса к алкоголю, либо в гневе его отвергали.

Например, антрополог Кэтрин Милтон (Katharine Milton) из Беркли (University of California, Berkeley) изучила соответствующие работы по 22 видам приматов – ни один из них не был замечен в поисках продуктов естественной ферментации.

Израильские учёные из университета Бен-Гуриона (Ben Gurion University), наблюдавшие за поведением летучих мышей, выяснили, что те откровенно сторонились алкоголя. «Наверное, потому что пьяная мышь – мёртвая мышь», — считает Бери Пиншоу (Berry Pinshow), один из авторов той работы (фото с сайта depts.ttu.edu).

Да и рассказы о природных попойках у слонов (которых на самом деле нередко «подсаживают» на алкоголь в условиях неволи) – тоже фикция. Физиолог Стив Моррис (Steve Morris) из университета Бристоля (University of Bristol) рассчитал, что среднестатистическому слону необходимо съесть более 700 плодов для достижения некого подобия опьянения.

Таким образом, до недавних пор «природный алкоголизм» вообще ставился под сомнение.

Однако результаты нового исследования, опубликованные в журнале PNAS , доказывают: как минимум несколько видов животных в естественных условиях тропиков спиртным всё-таки балуются. И порой достаточно жёстко.

Франк Виенс (Frank Wiens) и Аннете Цицтманн (Annette Ziztmann) из университета Байройта (Universität Bayreuth) обнаружили, что малайзийская «белочка» тупайя перохвостая уж слишком часто наведывалась на пальму отведать нектару.

В плодах пальмы Eugeissona tristis содержатся какие-то дрожжевые культуры, которые и вызывают ферментацию сока (фото с сайта palmseeds.net).

Немецкие учёные также заметили странный аромат брожения, исходящий от дерева, и пену – вроде той, какую можно наблюдать на пивной кружке.

«Всё свидетельствовало о том, что без алкоголя там не обошлось», — припоминает доктор Виенс. Дело в том, что он сам попробовал (и, судя по всему, распробовал) тот забродивший нектар. Экспериментальным путём было установлено, что там содержится 3,8% алкоголя – почти как в пиве.

Ботанический бар открыт круглосуточно и для всех: среди постоянных посетителей были впоследствии замечены семь видов млекопитающих. В том числе (и в первых рядах) уже упомянутая тупайя, а также толстый лори (Nycticebus). Они, подкравшись ночью, залпом осушали плоды с брагой, возвращаясь иногда по нескольку раз.

Расчётным путём доктор Виенс и его группа пришли к выводу, что уровень алкогольной интоксикации у Ptilocercus lowii составляет 1,4 грамма. И «белочки» его нередко достигали. И даже превышали. Если перевести на человеческий эквивалент, то крохотные создания выпивали в среднем по девять бокалов вина за ночь (фото Annette Ziztmann).

Исследователи считают, что такое поведение имеет под собой адаптационные основания: зверькам нравится изменённое состояние сознания, и в то же время они играют роль опылителей растений.

Кстати, несмотря на немалый относительный размер употреблённого алкоголя, тупайи и лори (приматы, заметим) обычно не теряют головы. Биологи не заметили у них никаких внешних признаков буйства или превращения в оборотней.

Более того, учёные поставили вопрос совершенно с другой стороны: дозы алкоголя – эволюционно обусловленный стимул, который служит чем-то вроде награды лесным друзьям со стороны растений.

Роберт Дадли (Robert Dudley), заведующий лабораторией биомеханики в Беркли, считает, что в ходе исследования в малайзийских джунглях впервые удалось добыть доказательства в поддержку эволюционных причин алкоголизма.

Предпосылки для этого, по мнению учёного, возникли ещё в те далёкие времена, когда наши предки-антропоиды скитались по тропикам в поисках спелых фруктов.

Специфический запах брожения – если следовать данной теории – сигнализировал о том, что содержание калорий и питательных веществ в плоде максимально.

Опыты, проводимые Франком Виенсом, направлены на то, чтобы: (а) обнаружить молекулярные механизмы алкогольного стимулирования; (б) выяснить, связаны ли эти механизмы с возникновением губительного пристрастия; (в) локализовать соответствующие генетические последовательности (фото с сайта loris-conservation.org).

Но, увы, свою роль опять сыграла эта вечная дихотомия добра и зла. Как в случае со многими другими адаптациями, полезная сторона обернулась для кое-кого не слишком практичным образом.

Возникшая у человека любовь к молекуле C2H5OH со временем стала причиной пагубного влечения для многих Homo sapiens.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать и со склонностью к полноте: раньше было не до излишков жировых отложений – дотянуть бы до следующего плодородного сезона. А теперь… Фитнес-центры, низкокалорийные продукты и прочие добавки – многомиллиардная индустрия.

Кстати, вторая вероятная причина увлечения спиртным – его медицинские свойства. В частности, доктор Виенс не исключает приёма алкоголя для снятия депрессии – в качестве альтернативы собственной же теории об опылении и вознаграждении.

Похоже, у такого подхода есть свои основания. Например, в другом недавнем исследовании, результаты которого представлены в International Journal of Primatology, приведены свидетельства употребления человекообразными естественного противовоспалительно средства.

«Люди имею генетически обусловленную склонность к природному алкоголю (этанолу)», — считает Роберт Дадли из Беркли (иллюстрации с сайтов medical-artists.com, mascot.crystalxp.net, francisanderson.wordpress.com/MEMBRANA).

Четыре индонезийских орангутана как ни в чём не бывало собирали некий бальзам и прикладывали к повреждённым членам. Вероятно, это был впервые обнаруженный у диких приматов прецедент самостоятельного приёма обезболивающего наркотика.

Между прочим, местное население (а дело происходило на острове Борнео) принимает для целей обезболивания то же самое средство – это специально обработанные листья растения рода Commelina benghalensis.

Уж не понятно, кто у кого научился, но факт остаётся фактом: необходимые на каком-то этапе (или при каких-то условиях) «дополнения» к естественному метаболизму вполне могли возникнуть эволюционным путём.

И не важно, что было тому причиной. Забывать об опасных в силу своей древности человеческих слабостях в любом случае не стоит.

Киты бьют хвостом со смыслом