Выращена сильная сердечная мышца

Сердечная заплатка и будущий способ лечения сердца — выращивание ткани в пробирке и имплантация её на повреждённый участок (фото Ravi Birla, University of Michigan, иллюстрация с сайта med.umich.edu).

Рави Бирла (Ravi K. Birla) и его коллеги из лаборатории искусственного сердца (Artificial Heart Laboratory) университета Мичигана (University of Michigan) вырастили в пробирке тонкий кусочек сердечной ткани, энергично бьющийся, словно мышечная ткань в настоящем сердце.

Для выращивания этого образца биоинженерного сердечного мускула (bioengineered heart muscle — BEHM) были использованы клетки сердца крысы, высаженные на подложку из геля фибрина, который служил временным «монтажным каркасом» для клеток, пока они не размножились и не соединились в ткань. Сам гель к этому моменту распался.

«Учёные во всём мире испытывают множество различных подходов к выращиванию сердечной ткани из клеток. В нашей лаборатории мы проверяем несколько направлений, — говорит Бирла. — Сейчас мы можем сказать, что использование гидрогеля фибрина требует всего нескольких дней для получения ткани, которая спонтанно организовывается, начинает сокращаться с существенной силой и реагирует на внешние факторы, типа кальция, аналогично ткани в настоящем сердце».

Самое примечательное, что BEHM, полученный в лаборатории Бирла, при поперечнике в 3,5 сантиметров развивал усилие в 800 микроньютонов. Это хотя и вдвое меньше, чем у аналогичной по размеру ткани внутри настоящего сердца, но существенно больше, чем у различных образцов BEHM, показанных учёными до настоящего времени.

К тому же команда Бирла рассчитывает на улучшение показателей своего детища в будущем. Так, они установили, что в растворе с препаратом, богатым кальцием, эта сердечная «заплатка» развивала большее усилие.

Разумеется, от получения работающего кусочка сердечной ткани крысы до выращивания целого сердца, да ещё человеческого, — огромная дистанция. Тут особенно важно делать шаг за шагом.

Тем более что радуют и другие исследователи, работающие в этой области. Они: впервые вырастили клапаны сердца человека, научились получать клетки для сердечной мышцы из клеток живота, построили механический насос на основе клеток сердца, создали искусственные молекулы, помогающие заживлять рану на сердце.

Ну и, конечно, как альтернативный вариант спасения человека сохранится вживление механического сердца.

Создан механический насос на основе клеток сердца