Мотыльки прислушиваются к крикам летучих мышей

Мотыльки очень часто становятся жертвами летучих мышей (фото с сайта bio.bris.ac.uk).

Мотыльки, которыми часто питаются летучие мыши, способны настраивать чувствительность своего слухового аппарата в то время, когда летучие мыши приступают к охоте. Об этом в исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Current Biology, рассказали учёные из коллектива под руководством доктора Джеймса Уиндмилла (James Windmill) из университета Бристоля (University of Bristol).

Уже более полувека биологам известно, что мотыльки могут слышать ультразвуковые крики своих ночных врагов — летучих мышей. Прежде думали, что эти звуки доступны для слуха мотылька лишь частично.

Однако несмотря на то, что слуховой аппарат мотыльков — один из самых примитивных в природе (у них есть всего несколько чувствительных к вибрации клеток, присоединённых к крошечной барабанной перепонке), оказалось, что эти насекомые не так уж глухи.

При приближении летучей мыши высота и громкость издаваемого ею звука повышаются. Учёные узнали, что особенность слуха мотыльков (в частности, Noctua pronuba) состоит в том, что в это время его чувствительность не остаётся прежней, а тоже начинает возрастать. И даже после того, как всё стихло, слух мотыльков остаётся в режиме повышенной чувствительности ещё несколько минут.

«До настоящего времени такой феномен не наблюдался у насекомых, равно как у других представителей живой природы, — говорит Уиндмилл. — Это открытие меняет наши представления о совместной эволюции летучих мышей и мотыльков и должно быть учтено при изучении слуха многих других существ».

По словам биолога, учёным теперь нужно задаться и другим вопросом. Если мотыльки могут менять параметры слуховой чувствительности, слыша звуки летучих мышей, то не могут ли летучие мыши, в свою очередь, корректировать крики, чтобы оставаться незамеченными? Уиндмиилл полагает, что с учётом большого видового разнообразия летучих мышей вероятность существования такой способности очень высока.

Читайте о других необычных случаях, к которым приводит совместная эволюция мурен и окуней, змей и людей, а также дружба бегемота с черепахой и хомячка со змеёй.

Поиск самого редкого дельфина закончился неудачей