Невероятно мелкие археи нашлись при огнестрельной расшифровке

На снимке — найденные бактерии. В тёмных зонах, предположительно, сконцентрированы рибосомы, а также находятся включения, которые исследователи пока не смогли идентифицировать (фото Brett Barker/UC Berkeley).

Исследовательская группа под руководством профессора Джиллиан Банфилд (Jill F. Banfield) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley) обнаружила три новые бактерии. Находка очень удивила учёных: микробы оказались не только очень мелкими, но и очень распространёнными. К тому же они представляют некоторый интерес и для астробиологии.

На протяжении одиннадцати лет Джиллиан занималась исследованиями микробов, живущих в железных копях и участвующих в окислении руды. Однако она была чрезвычайно удивлена, когда благодаря коллеге из того же университета Бретту Бейкеру (Brett Baker) ей удалось среди тех бактерий обнаружить целых три новых вида, о которых профессор Банфилд даже и не подозревала все эти годы.

Эти бактерии оказались крайне маленькими (размером с крупный вирус), и учёные пока не разобрались с тонкостями их морфологии. Данные микроорганизмы считаются совершенно новым типом бактерий, относящимся в биологической систематике к домену археев. Такие бактерии отличаются целым рядом особенностей, в частности — биохимией, и нередко являются экстремофилами (бывают горячими).

Это открытие удалось сделать только благодаря расшифровке генома бактерий с помощью метода, известного под названием «shotgun sequencing» (с английского можно перевести приблизительно как «огнестрельная расшифровка»), разработанного корпорацией Celera и использовавшегося при «разборе» человеческой ДНК.

Банфилд добавила, что найденные археи живут в среде с очень высокой кислотностью, и из-за их жизнедеятельности происходит соединение железа в руде с другими элементами. Однако, несмотря на это, исследовательница добавила, что такие бактерии могли бы являться предшественниками жизни на других планетах и существовать, например, в марсианской почве, богатой железом. Такое заявление звучит особенно интригующе, если вспомнить, что эти микробы были найдены по чистой случайности, хотя до этого существовали среди прочих видов.

Об этих микроорганизмах известно пока мало. К примеру, как сказал Бейкер, не понятно, живут ли они самостоятельно или могут существовать только в симбиозе с другими организмами.

О результатах изучения новых бактерий исследователи рассказали в статье в журнале Science.

Также читайте о вирусе Mimi, который наоборот, оказался просто гигантским.

Красные белки развили в себе чутьё брокеров