Впервые найден тройной квазар

Снимок тройного квазара, полученный с помощью телескопа Кека. Компоненты системы указаны стрелками (фото S. G. Djorgovski et al., Caltech, EPFL).

Астрономы из коллектива под руководством Джорджа Джорговски (George Djorgovski) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) сообщили об уникальном открытии: впервые в истории астрономии найден тройной квазар. Интересно, что речь не об оптическом искажении гравитацией, а именно о системе, состоящей из трёх квазаров.

За последние годы астрономами было открыто около ста тысяч квазаров (о том, что это такое, читайте, например, здесь). Некоторые из них – двойные. А на этот раз учёные обнаружили тройную систему, компоненты которой находятся на расстоянии от 100 до 150 тысяч световых лет друг от друга. От нас они удалены на 10,5 миллиардов световых лет и находятся в созвездии Девы.

Эта величина порядка диаметра нашей галактики, но для квазаров это расстояние довольно маленькое. «Квазары – чрезвычайно редкие объекты, — говорит Джордж Джорговски. – Найти два на таком близком расстоянии друг от друга очень маловероятно. А открытие трёх беспрецедентно».

Один из квазаров этой системы под названием LBQS 1429-008 обнаружен ещё в 1989 году группой исследователей под руководством Пола Хьюитта (Paul Hewett) из Кембриджского астрономического института (Cambridge Institute of Astronomy). Учёные тогда заметили светлые объекты рядом с квазаром, но посчитали, что это всего лишь эффект гравитационного линзирования.

Однако новые наблюдения показали, что «компаньоны» LBQS 1429-008 – не оптические эффекты, а другие настоящие квазары, находящиеся поблизости от него. Этот факт подтверждает то, что никакая модель гравитационного линзирования не может объяснить появление этих объектов. Кроме того, учёные обнаружили, что у этих, как оказалось, квазаров немного отличаются некоторые характеристики, что свидетельствует о том, что это не один объекты, а три разных.

Этот открытие даёт учёным важные сведения о событиях, происходивших во Вселенной в возрасте всего около трёх миллионов лет. Эти ценные данные были получены в результате наблюдений, сделанных с помощью Очень большого телескопа (Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory) и в обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory).

Об этом достижении астрономы поведали на 209-м собрании Американского астрономического общества (American Astronomical Society). Более подробная информация будет изложена в публикации, готовящейся к выходу в Astrophysical Journal Letters.

Узнайте также о том, как астрономы узрели внутренности квазара, а ещё о квазаре с образцовым джетом.

Охотник за планетами вышел на орбиту