Сверхзвуковые ветры уравнивают температуру горячих Юпитеров

Так в представлении художника выглядит HD209458b– одна из звёзд, изучавшихся в исследовании Эгола (иллюстрация с сайта daviddarling.info).

Раскалённые ветры как минимум на трёх экстрасолнечных планетах дуют так сильно, что могут уравнивать температуру их дневной и ночной сторон. Об этом в своём выступлении на 209-м собрании Американского астрономического общества (American Astronomical Society) рассказал астроном Эрик Эгол (Eric Agol), доцент университета Вашингтона (University of Washington).

В исследовании Эрика Эгола идёт речь об изучении горячих Юпитеров — 51 Pegasi, HD179949b и HD209458b, находящихся на расстоянии 50, 100 и 147 световых лет от нас.

В работе были исследованы сведения инфракрасного телескопа Spitzer об этих планетах, когда они находились в нескольких разных положениях. При этом Юпитеры были повёрнуты к нам в разное время как дневной, так и ночной сторонами. Плюс к этому было изучено их состояние в промежуточных фазах.

В результате анализа полученных данных оказалось, что нет никакой разницы в инфракрасной яркости планет, находившихся в различных фазах. Из этого исследователи сделали логичный вывод о том, что температура днём и ночью там практически одинакова.

Более того, температура рассмотренных планет оказалась примерно одной и той же (около 925 градусов Цельсия) — за счёт того, что они находятся почти на одинаковом расстоянии от своих звёзд – порядка 8 миллионов километров (в несколько раз меньше расстояния от Меркурия до Солнца).

Причина – сильные ветры, дующие на этих планетах и достигающие скорости 14,5 тысяч километров в час. Они переносят разогретое вещество на неосвещённую часть, что приводит к выравниванию температур с обеих сторон.

Напомним, что результаты работы противоречат выводам другой публикации по этой же проблеме. Комментируя этот факт, Эрик Эгол сказал, что в любом случае эти исследования требуют дальнейшей доработки, так как оба они не достаточно статистически достоверны.

Читайте также о величинах температур холодной недозвезды, раскалённого гиганта, древней Земли, полюса Сатурна, спрятавшихся планет и Юпитера Волка.

Магеллановы соседи надуют суперпузырь и пролетят мимо