Звёзды-Франкенштейны электризуют своих партнёров

Так художник представляет себе поляр. Голубыми линиями показано мощное магнитное поле белого карлика, которое вызывает сильный электрический ток внутри партнёра (иллюстрация P. Marenfeld and NOAO/AURA/NSF).

Белые карлики представляют собой выгоревшие звёзды, жизненный цикл которых практически закончен. Однако если такой объект находится в двойной звёздной системе, то он может стать причиной сильнейшей активности своего партнёра. Об этом в своём докладе на 209-м собрании Американского астрономического общества (American Astronomical Society) рассказала Стелла Кафка (Stella Kafka), исследовательница Национальной обсерватории оптической астрономии (National Optical Astronomy Observatory — NOAO).

Суть взаимодействия заключается в том, что мощное магнитное поле белого карлика, проникая внутрь быстро вращающегося «собрата», порождает в нём сильное электрическое поле, которое и запускает различные проявления активности – такие, как, например, вспышки и выбросы вещества.

Этот феномен Кафка сравнила с доктором Франкенштейном, персонажем из книги Мэри Шелли (Mary Shelley), оживившем неподвижное тело. Как говорит астроном, белые карлики точно так же «активизируют» своих партнёров, вызывая в них сильнейшие электрические токи.

Это положение Стела Кафка вместе с коллегами подтвердила в процессе изучения особенностей четырёх поляров (двойных звёздных систем, которые выглядят как звёзды переменной величины и характеризуются сильным магнитным полем). Компоненты поляров находятся очень близко друг от друга, и магнитное поле белого карлика может проникать внутрь другой звезды. Такая близость и усиливает мощность звёздных вспышек.

«Это открытие указывает на новый механизм рождения звёздной активности – за счёт сил, находящихся вне самой звезды, — пояснил Стив Хоуэлл (Steve B. Howell), коллега Кафки из NOAO. – Это явление мы назвали гиперактивностью».

Данное исследование должно помочь учёным узнать больше о взаимодействиях не только внутри бинарных звёздных систем, но и между звёздами и их планетами, находящимися на близких орбитах (например, в случае горячих Юпитеров).

Также читайте о звезде с аномальным углеродом, о звезде-часах, о звезде-четырёхполюснике, о звезде с пушинками, о холодной недозвезде и о раскалённом замёрзшем пульсаре.

И узнайте о том, как одна звезда была съедена на глазах у астрономов.

Вокруг звезды в Микроскопе найдены протопланетные пушинки