Китайцы совершили прорыв в термоядерном синтезе

Общий вид реактора EAST. О масштабах можете догадаться по фигурке человека внизу снимка (фото с сайта spacenews.be).

Качественно новые достижения были достигнуты в сфере термоядерного синтеза. Об этом заявили китайские учёные, проводящие эксперименты с термоядерным реактором EAST, являющимся частью международного проекта ITER.

Первые тесты реактора были проведены в сентябре 2006 года. После этого учёные произвели дополнительную регулировку оборудования, которая была должна улучшить результат.

Недавно китайские учёные снова приступили к новой серии экспериментов с EAST, которая продолжится до 10 февраля.

В процессе синтеза атомы дейтерия и трития будут сталкиваться друг с другом при температурах, достигающих 100 миллионов градусов по Цельсию. При этом плазма, возникающая в реакторе, будет отдавать свою энергию. Длительность этого процесса будет составлять порядка тысячи секунд, и ожидается, что это будет самая большая длительность реакции управляемого термоядерного синтеза.

Самое крупное достижение, полученное в уже проведённых экспериментах, которое отметил директор проекта EAST Вань Юаньси (Wan Yuanxi), — это соотношение потраченной и полученной энергии, которое составило 1:1,25. Что касается планов на будущее, то, по словам учёного, планируется повысить это значение до 1:50.

Таким образом, можно говорить, что, по крайней мере, с точки зрения энергозатрат, термоядерный синтез уже не убыточный. Однако, по самым оптимистичным оценкам экспертов, о коммерческой эксплуатации реактора можно будет говорить лишь через полвека.

На строительство реактора Институт физики плазмы Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences) потратил около $25 миллионов. По сравнению с другими аналогичными устройствами, созданными в Европе, китайский вариант оказался самым дешёвым и строился быстрее всех.

Ещё почитайте о термоядерном синтезе в микрозвезде, в стакане, в США, а также о реакторе, собранном по старинным чертежам.

Получена скорость звука больше скорости света в вакууме

15 января 2007

Создано антизеркало для видимого света

11 января 2007

Физики протолкнули свет сквозь игольное ушко

9 января 2007

Магический хассий-270 оказался долгожителем

28 декабря 2006

Физики зарегистрировали верхний кварк

14 декабря 2006
  • Ильшат Тагиев  5 июня, 09:48
    Тепловые насосы показывают результаты 1 к 2 и не требуют никаких «ХИТРОМУДРОСТЕЙ».
  • Владимир Власов  22 июля, 18:42
    Ильшат, есть хороший пример? Чтобы было дешевле, чем на газе.