Умирающие суперструны создают гравитационные волны

Так схематически учёные изображают закольцованную суперструну, излучающую гравитационные волны и постепенно теряющую энергию (иллюстрация Matt DePies/UW).

Возникновение гравитационных волн — загадочное явление, предсказанное теоретически, но пока никем не зафиксированное. Тем не менее, оно может быть связано с существованием суперструн — других не менее «проблемных» объектов. Об этом говорят результаты вычислений, сделанных Крэгом Хогэном (Craig Hogan) и Мэттом Депьесом (Matt DePies), исследователями из университета Вашингтона (University of Washington — UW).

Сразу следует оговориться о том, что теория суперструн принимается далеко не всеми учёными. Однако некоторые теоретики полагают, что необычное поведение этих экзотических объектов приводит к эффектам, которые можно легко пронаблюдать.

Согласно представлениям, развивающимся в рамках упомянутой теории, все существующие элементарные частицы (в том числе, кварки) представляют собой различные колебания так называемых суперструн.

Как утверждает Хогэн, суперструны, как и – теоретически – все остальные объекты, могут создавать гравитационные волны.

Хогэн исходит из положения о том, что каждое движущееся тело является источником гравитационных волн. Что же касается суперструн, то они порождают гравитационные волны следующим образом. Как говорит физик, суперструны могут замыкаться в петли, которые «болтаются» в пространстве. В процессе этого дрожания они испускают гравитационные волны. При этом суперструны тратят свою энергию, что приводит к их постепенному уменьшению, а затем и исчезновению.

Как говорят Хогэн и Депьес, умирающие суперструны вносят определённый вклад в астрономический «саундтрек», который мы, правда, пока не слышим.

По данным Хогэна, некоторая часть волн из гравитационного спектра может происходить на частоте, совпадающей с частотой воздушных колебаний, доступных для человеческого слуха. Но есть и другие вибрации, которые происходят на 10-20 октав ниже.

Большие надежды исследователь возлагает на результаты наблюдений обсерватории LIGO, предназначенной для поиска гравитационных волн. Однако учёный уверен, что волны, излучаемые суперструнами, необходимо искать на более низких частотах по сравнению с теми, которые сейчас ищет LIGO.

Читайте также наш материал о программе по поиску гравитационных волн с помощью провинциальной трубы.

И заодно ознакомьтесь с материалами наших читателей о космических вибрациях, о магнитной природе тяготения и об альтернативном взгляде на материю.

Звёзды-Франкенштейны электризуют своих партнёров

15 января 2007

Получена скорость звука больше скорости света в вакууме

15 января 2007

Вокруг звезды в Микроскопе найдены протопланетные пушинки

12 января 2007

Сверхзвуковые ветры уравнивают температуру горячих Юпитеров

12 января 2007

Пульсар в Крабовидной туманности имеет четыре полюса

• Иван Апанович  11 августа, 09:35
    Может ли гравитационная волна быть волной движения?

Гравитация это взаимодействие движущихся объектов. Взаимодействие происходит путём обмена импульсами между потоками излучения взаимодействующих тел (ведь любое тело является излучателем). Потоки излучения с временем меняются по интенсивности, значит изменяется и сила гравитационного взаимодействия. Параметры излучающейся материи и способность её взаимодействовать с излучением другого объекта зависят и от особенностей движения тел-излучателей. Достаточно вспомнить об опытах с взаимодействием гироскопов.
    Посредством взаимодействия мы измеряем интенсивность излучения любого объекта. Если это свет, то приёмник считается неподвижным, но даже об атомах, которые в большей степени годятся на роль приёмника, мы умалчиваем. В опыте г-на Кавендиша проще, там налицо перемещение.
    Свет от далёкой звезды двигался к нашему приёмнику сотни и тысячи лет. Легко рассчитать скорость движения-взаимодействия, т. е. гравитации. В одном опыте мы подразумеваем передачу энергии (обмен импульсами) отдельными частицами, в другом – колебательными движениями материальной среды. Физически всё очень просто. В существующем вечном движущемся мире физически-философски существуют только импульсы. Даже человек, получивший исходный импульс при рождении, вынужден расходовать его за время жизни.
    Любое взаимодействие нельзя представить без обмена импульсами. И везде мы прекрасно обходимся без фантастических гравитационных волн. Интенсивность взаимодействия характеризуется скоростью движения тела в данной материальной среде. Большее количество материи объекта при прочих равных условиях означает меньшую скорость перемещения.
    Понятно, что человеку всегда нужна тайна, так интереснее жить. Но зачем тратить средства на поиски «бозона Хиггса», если масса – всего лишь атрибут движения-взаимодействия. В существующем мире нет гравитационных волн, предсказанных Эйнштейном. Лишь взаимодействие, наиболее заметное в случае одноранговых объектов, проявляется в разных ипостасях.
    Данные рассуждения вытекают из «физической теории гравитации». Добавить «тайны» помогает математика. Может быть, это оправдано? Ведь если исходить из закона о «действии и противодействии», из принципа относительности, то чисто физическому подходу следует противопоставлять математический – эдакое духовное на фоне материального.
    Апанович Иван Александрович.