Ультрабелый жук на грибах восхитил учёных

К сожалению, для получения полного представления о бриллиантовой белизне жука, его нужно увидеть живьём (фотографии Pete Vukusic).

Найденный в Юго-Восточной Азии жук Cyphochilus, как установили учёные, обладает самым белым покрытием из всех объектов живой природы. Его панцирь, говорит исследователь Пит Вукусич (Pete Vukusic) из университета Эксетера (University of Exeter), представляет собой замечательный пример наноструктур, которые могут подсказать людям рецепты необычных искусственных материалов.

Жук, размер которого примерно соответствует кончику пальца человека, обладает столь яркой, бриллиантовой белизной, что перед нею меркнут даже лучшие наряды бабочек, отличающихся, порой, фосфоресцирующими цветами.

Это установила команда Вукусича, применив для изучения жука оптическую микроскопию, лазерный анализ и спектрометрию. Согласно измерениям по принятым стандартам, белизна этого жука более сильная, чем у молока и самых белых человеческих зубов.

Секрет таких свойств обнаружился при разглядывании этого создания под электронным микроскопом. Оказалось, его панцирь покрыт рядами чешуек, каждая из которых — в 10 раз более тонкая, чем человеческий волос.

При поперечнике всего в пять микрометров эти чешуйки обладают ещё сложной внутренней структурой, нерегулярного характера. Она то и обеспечивает столь хорошее отражение света самых разных длин волн.

Автор исследования говорит, что людям здесь есть чему научиться у природы: «Мы можем создавать материалы со столь же высокой белизной. Но они будут гораздо более толстыми».

А на вопрос — почему этот жук развил в ходе эволюции такой исключительный для насекомых цвет, учёный отвечает просто: этот жук живёт на белых грибах и на их фоне незаметен для хищников.

Ранее, кстати, мы вам рассказывали о другой работе Вукусича: открытии и исследовании экзотических по своим оптическим свойствам наноструктур на крыльях некоторых африканских бабочек.

В кадр попал очень редкий хищник