Самцы рыб поедают потомство сомнительного происхождения

Рыбки T. sarasinorum из исследовавшейся популяции (фото S. Gray).

Самцы рыбок Telmatherina sarasinorum, обитающих в районе острова Сулавеси в Индонезии, очень внимательно следят за тем, чтобы их «супруги» не «наставили им рога». И если возникает хоть малейшее подозрение в неверности – сразу съедают потомство. Об этом в недавнем исследовании рассказали учёные из исследовательской группы под руководством биолога Сюзанны Грэй (Suzanne M. Gray) из канадского университета Саймона Фрэйзера (Simon Fraser University).

Как показали результаты исследования, выживаемость потомства этих рыб будет зависеть от того, в каких условиях происходило спаривание. Если в это время поблизости не было чужаков, то икринки останутся целыми. Если же рядом находилось множество других самцов, то, скорее всего, «отец семейства» съест всё потомство, предотвратив таким образом появление не родных мальков.

Эти действия не связаны с тем, кто является настоящим отцом, и совершаются исключительно «из предубеждения», что икринки уже чужие. Нередко бывает, что, предпринимая такие меры, самец поедает собственное потомство, не догадываясь об этом. Самки ничего подобного не делают: их потомство для них всегда собственное.

Биологи ранее предполагали, что в природе может существовать каннибализм такого рода, но никаких доказательств этого не было. Данная работа явилась подтверждением этой идеи, существовавшей только в теории.

Однако учёным не известно, насколько часто подобная практика «сохранения семьи» встречается в природе: пока что это единственное исследование такого поведения, проводившееся только с одним видом рыб — T. sarasinorum. Изучению распространённости этого варианта каннибализма и его роли в формировании биологического разнообразия Сюзанна Грэй планирует посвятить дальнейшие исследования.

Результаты этой работы опубликованы в февральском выпуске журнала American Naturalist.

Также читайте о каннибализме среди испанских неандертальцев, среди современных белых медведей, у гиппопотамов, у компьютерных персонажей и у динозавров (правда, не у всех).

Вдобавок узнайте о каннибализме Нашего Дома.

Ультрабелый жук на грибах восхитил учёных