Ядовитые змеи получают отраву у своих жертв

Rhabdophis tigrinus, способная похищать яд у своих жертв (фото Alan H. Savitzky).

Ядовитые змеи Rhabdophis tigrinus способны собирать и накапливать в своём организме яды других существ. Об этом открытии рассказали учёные из исследовательской группы под руководством биолога Деборы Хатчинсон (Deborah A. Hutchinson) из университета старого доминиона в Виржинии (Old Dominion University).

Эти змеи не вырабатывают яд сами, а получают его у своих жертв, накапливая его впоследствии в своих ядовитых железах.

Рацион R. tigrinus очень широк и включает, в частности, ядовитых жаб, кожа которых выделяет защитные вещества буфадиенолиды. Как обнаружила Хатчинсон, у изучаемых змей после съедения такой жабы железы наполняются практически такими же ядами.

Характерно, что змеи, в пище которых не хватает ядовитых жаб, практически не имеют яда. Соответственно, и поведение R. tigrinus меняется в зависимости от питания. Если у змеи достаточно яда, то в случае нападения, например, со стороны птиц, она защищается. Однако если рацион беден ядовитыми жабами, то змея, не имеющая яда в железах, предпочитает просто покинуть опасное место.

Интересно, что, по данным другого исследования, ядовитые лягушки получают свои яды у съеденных муравьёв. Такое часто бывает в живой природе, однако случаи, когда одно хищное позвоночное животное «ворует» яд у другого позвоночного, довольно редки.

Хатчинсон и её коллеги не знают точно, каким именно образом R. tigrinus накапливают яд, не переваривая его. Также пока что неизвестно, какие модификации происходят с ядом в организме этих змей.

Читайте также о ядовитых: хлопке, эвкалиптах, змеях с чипами, шпорах против динозавров, медузах, наркосаде, компьютерной пыли и скоростных воздушных рыбах.

Кромешная тьма пролила свет на паучий рейв