Замороженная молния рассказала об истории Сахары

Один из участников исследования с фульгуритами пустыни Сахары в руках (фото Louis Carion/Carion Minerals).

Необычный объект для своего исследования – замороженную молнию — выбрали геологи из исследовательского коллектива под руководством доктора Рафаэля Наварро-Гонзалеса (Rafael Navarro-González), химика из Национального автономного университета Мехико (Universidad Nacional Autónoma de México). Благодаря этой молнии учёные впервые смогли узнать много важных фактов о древнем климате и экологии пустыни Сахары.

Конечно, в данном случае речь не о самих молниях, а об их следах, которые они оставляют в песках – фульгуритах. Эти структуры представляют собой ветвистые полые трубки из вещества, похожего на стекло.

Проходя через песок, который обладает относительно низкой температурой, «горячая» молния заставляет его расплавляться, в результате чего и возникают фульгуриты. В итоге молния оказывается как бы вмороженной в песок, а вместе с ней – и множество других вкраплений, характерных для определённого этапа геологической истории.

Занимаясь изучением одного из фульгуритов Сахары, Наварро-Гонзалес заметил в нём маленькие пузырьки, в которых, по предположению учёного, вполне может находиться газ, сохранившийся с момента удара молнии.

Вскрыв с помощью лазера пузырьки, исследователь вместе с коллегами обнаружил в них смесь из оксидов углерода и оксида азота. По словам учёных, эти газы сформировались в результате окисления органических веществ при нагреве молнией.

Анализируя соотношение между изотопами углерода в этих соединениях, Наварро-Гонзалес и его сотрудники пришли к выводу, что в момент удара на территории должна была находиться трава, кустарники и некая растительность, характерная для полузасушливой местности. В настоящее время в Сахаре ничего подобного нет, и у геологов возникла необходимость датировки этого удара (а значит, и соответствующей экологической ситуации).

Используя метод термолюминесценции, Шеннон Меген (Shannon Mahan), сотрудник геологического исследовательского центра Соединённых Штатов (U. S. Geological Survey), принимавший участие в этой работе, определил, что возраст данного фульгурита составляет 15 тысяч лет.

Эта информация явилась очередным подтверждением того, что относительно недавно Сахара была не столь засушливым районом с несколько более умеренным климатом.

Подробности исследования можно узнать из публикации в Geology — журнале Американского геологического общества (Geological Society of America).

Читайте ещё про молниевые фермы, об опасности и пользе молний, а также о том, как молнии Сатурна вставляют спицы.

О молниях шаровых читайте тут, там и здесь.

Геофизики собираются остановить извержение вулкана