Ультрафиолет повреждает ДНК за пикосекунду

На иллюстрации показана часть ДНК до воздействия ультрафиолета и после. Между этими состояниями прошла всего пикосекунда (иллюстрация с сайта primidi.com).

Исследователи из университета Людвига Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität) и университета Огайо (Ohio State University — OSU) впервые смогли пронаблюдать процесс повреждения молекулы ДНК ультрафиолетовым излучением. Когда же они определили время, в течение которого произошла деформация, то им пришлось сильно удивиться.

Учёные облучили участок ДНК ультрафиолетом с длиной волны 272 нанометра. Удивительно, но молекула оказалась повреждённой всего через пикосекунду – напомним, что это всего одна миллионная от миллионной (10-12) части секунды. Ранее биологи полагали, что это происходит в течение намного более длительного периода.

По словам Берна Колера (Bern Kohler), доцента из OSU, принимавшего участие в работе, в некоторых случаях излучение переводит часть молекулы в возбуждённое состояние на долгое время, тогда как в других – на более короткое. В данном исследовании выяснилось, что опасность для ДНК не зависит от этой длительности, и любое, даже самое короткое воздействие — оказывает губительное влияние.

Сделать столь точное измерение удалось с помощью специальной методики, называемой кратковременной абсорбцией. Суть её заключается в том, что молекулы поглощают излучение только на определённых длинах волн, и это позволяет пронаблюдать процессы, длящиеся в течение сверхкоротких интервалов.

Для данного исследования учёные использовали специально модифицированные спирали ДНК, построенные только из тиминовых оснований, что позволило повысить вероятность попадания излучения на интересующую часть молекулы.

Результаты проведённого эксперимента, очевидно, сыграют большую роль в дальнейших работах, связанных с изучением влияние ультрафиолета на развитие рака кожи.

Статья об этом исследовании опубликована в журнале Science.

Заодно почитайте о том, как ДНК можно травмировать общественным положением, музыкой с экстази и телефонами.

На коже человека найдено полтора десятка новых видов бактерий