Летучих мышей заставят спасать лес фальшивыми фруктами

Большой фруктоядный листонос. Учёные надеются, что эта летучая мышь поможет восстановить тропические леса (фото Yuri Hooker).

Для восстановления тропических лесов нужно использовать летучих мышей – считает Гледсон Бьянкони (Gledson V. Bianconi), учёный из университета Сан-Паулу (Universidade Estadual Paulista). Правда, для этого мышей нужно некоторым образом обмануть.

Исследователи решили для своего проекта «нанять» фруктоядных представителей этих рукокрылых. Смысл затеи в том, чтобы заставить мышей переносить семена тех растений, нехватка которых наблюдается на определённых территориях.

Однако поначалу было непросто понять, как именно это сделать. Ясно, что оптимальный способ доставки семян – через помёт летучих мышей. Но как можно контролировать полёт этих существ? Что сделать, чтобы они оказались там, где мало растительности, а значит, нет пищи, которая могла бы их заинтересовать?

Чтобы заставить их лететь в определённые места, исследователи придумали несложную уловку. Учёные изготовили из пенорезины искусственные фрукты и пропитали их различными эфирными маслами. Эти «подделки» разместили в районах, где лесной покров был нарушен. После этого экспериментаторы установили сети, в которые должны были попасться летучие мыши, «клюнувшие» на приманку.

По окончании эксперимента учёные решили выяснить, что за виды им попались. Среди пойманных животных значительную часть представляла летучая мышь, которую называют «большой фруктоядный листонос» (Artibeus lituratus). Исследователи были удивлены, когда узнали, что этих созданий больше всего привлекали резиновые «фрукты» не с маслом фикуса (что ожидалось первоначально), а с перцем.

Начав разбираться, Бьянкони и его коллеги выяснили, что перец почему-то привлекал не всех, а только тех листоносов, которые были сыты. Следовательно, в пищеварительном тракте этих мышей содержится много остатков фруктов, а значит, и семян, которые при испражнении попадут на почву где-то в районе расположения приманок.

Такой способ привлечения летучих мышей на территории, где необходимо восстановить тропический лес, исследователи считают очень эффективным.

Основная проблема, которая заставляет усомниться в действенности метода, заключается в том, что на территориях, где лес уничтожен, существенно изменены условия прорастания семян – там более высокая температура, суше почва и действует прямой солнечный свет.

Подробности исследования изложены в статье в журнале тропической биологии Biotropica.

Читайте также о летучих мышах: идеальных, сверхдальних, ракетных, длинноязыких, морщинистых, бешеных, адаптированных, способных и зажигательных.

Солнечное судно впервые в мире пересекло Атлантику