Шимпанзе использовали молотки уже 4300 лет назад

Применение камней в качестве молотков у шимпанзе — довольно широко распространено. Но возраст такого умения — точно неизвестен (фото Christophe Boesch).

По крайней мере, именно так интерпретирует свою любопытную находку международная команда исследователей во главе с археологом Джулио Меркадером (Julio Mercader) из университета Калгари (University of Calgary).

Исследователи раскопали древние камни-молотки в Кот-д’Ивуаре. По некоторым признакам учёные определили, что эти инструменты использовали шимпанзе. И если выводы археологов верны, перед нами — самый ранний известный пример такого поведения обезьян.

Применение молотков всё ещё встречается у шимпанзе в том же районе, где была совершена находка, отметившая возможную дату начала каменного века у обезьян. До нынешнего открытия самые ранние свидетельства о использовании каменного инструмента у шимпанзе в этом же районе происходили из писем португальских исследователей 1600-х годов.

Авторы находки отмечают, что камни имеют размер мускусной дыни и слишком велики для ладони человека. А вот, мол, для крупных рук шимпанзе — в самый раз. О применении камней в качестве молотков свидетельствуют следы износа, указывающего именно на взлом орехов.

«Не ясно, изобрели ли этот вид использования камня древние люди, или как люди, так и большие обезьяны унаследовали данную технологию от более давних, общих предков», — говорит Джулио. Тут мы добавим, что одни из самых древних каменных инструментов, найденных археологами, имеют возраст в 2 миллиона лет. Если же речь идёт об общих предках больших обезьян и людей, и их способностях, то, соответственно, следует искать каменные инструменты, возрастом между 5 и 7 миллионами лет.

На некоторых из молотков, найденных Меркадером сотоварищи, также были выявлены остатки крахмала, главным образом, от того типа орехов, которые все ещё едят шимпанзе, но не люди. Часть крахмала была также связана с клубнями, но исследователи интерпретировали это как «фоновый шум», чем вызвали справедливое возмущение у некоторых коллег.

Могло ли случиться, что речь идёт всё же об инструментах людей? Или о молотках шимпанзе, но тех, что подсмотрели технику разбивания орехов у людей, живших поблизости? Точного ответа нет. Авторы работы поясняют, что никаких людских поселений в данной области в то время не было. По другим данным — люди там всё же присутствовали.

Так или иначе, но находка поднимает новые вопросы о развитии использования каменных инструментов у обезьян. Тем более, что недавно выяснилось: культура применения таких молотков для раскалывания орехов среди современных шимпанзе распространена намного шире, чем полагали учёные ранее.

Красные белки развили в себе чутьё брокеров