Женевский ускоритель может создать чёрный Сатурн

Этот необычный снимок Сатурна настоящего приблизительно показывает, на что может быть похож «чёрный Сатурн» (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Большой адронный коллайдер (Large Hadron Collider — LHC), который должен вступить в строй в конце 2007 года, может создать новый тип чёрной дыры, который учёные никогда не наблюдали, к примеру, в космосе. Об этом говорят Генриетта Элванг (Henriette Elvang) из Массачусетского технологического института (MIT) и Пау Фигуэрас (Pau Figueras) из университета Барселоны (Universitat de Barcelona).

О том, что LHC по своим параметрам вполне может претендовать на звание генератора миниатюрных чёрных дыр, учёные говорят давно. Однако вычисления Элванг и Фигуэраса, специалистов по теории струн, показывают, что рождённые в ускорителе чёрные дыры могут обладать очень необычными свойствами.

Они будут состоять из двух, условно говоря, тел: центральной чёрной дыры и чёрной дыры — тончайшего кольца, окружающего первую дыру наподобие колец Сатурна, со своим собственным горизонтом событий столь необычной формы. По этой причине новый гипотетический объект физики назвали «чёрный Сатурн». Его диаметр должен составлять порядка 10-19 метра.

Стабильность кольцу придаёт вращение с огромной скоростью. Это кольцо увлекает за собой по кругу пространство-время и вызывает также вращение центральной чёрной дыры.

«Чёрный Сатурн» может существовать только в четырёх пространственных измерениях, а не в трёх. Потому в космосе нет больших чёрных дыр такого типа. Но на микроскопическом уровне такие объекты возможны.

Теория струн привлекает для объяснения свойств окружающего нас мира дополнительные пространственные измерения. Предполагается, что они «свёрнуты» и проявляют себя лишь на очень маленьких расстояниях. Причём только гравитация проникает во все эти измерения, в отличие от других сил, довольствующихся обычными тремя. А из-за этого гравитационное взаимодействие на очень малых расстояниях качественно отличается от такового в макромире.

Поскольку чёрные дыры испаряются, а микроскопические — испаряются быстро, «чёрный Сатурн» просуществовал бы только доли секунды, породив потоки разнообразных субатомных частиц, которые зарегистрируют приборы. Ожидается, что распады обычной чёрной дыры и «чёрного Сатурна» оставляют различные следы, и в случае, если необычный объект будет создан на ускорителе, это можно было бы установить, заодно получив подтверждение теории струн.

Читайте также о косвенном свидетельстве существования дополнительных измерений пространства, чёрной дыре, предположительно уже созданной в США на ускорителе RHIC. Посмотрите, что вытворяет чёрная дыра нашей галактики. И почитайте подробнее о чёрных дырах.

Демон позапрошлого века нарушил равновесие круглых молекул