Астрономы изучили новый тип космических объектов

Схема двух типов высокомассовых рентгеновских бинарных систем (иллюстрации University Paris 7 and Service dAstrophysique, CEA).

В космосе существуют нейтронные звёзды, которые скрытно обращаются в очень плотном коконе холодного газа и/или пыли вокруг звёзд-супергигантов. Подробности о таких странных объектах раскрывает исследование Сильвейна Чати (Sylvain Chaty) из университета Парижа (Paris 7).

Столь высокоэнергетические пары должны быть, по идее, очень яркими, но огромный саван из вещества, создаваемого солнечным ветром супергиганта, почти скрывает оба объекта для наших приборов. Однако в 2003-м астрономы нашли первый такой объект (IGRJ16318-4848): помогли данные с  космического гамма-телескопа INTEGRAL.

С тех пор были открыты 20 аналогичных двойных систем. Расстояния до них колеблются от 7 до 25 тысяч световых лет. Природа этих источников была раскрыта благодаря наблюдениям на разных длинах волн при помощи телескопов Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory).

Большинство этих систем, как выяснилось, составлено из компактного объекта, движущегося вокруг супергиганта — звезды с массой в 30 масс Солнца и диаметром в 20 раз большим, чем поперечник нашего светила.

Выброс вещества с поверхности такого гиганта в сотни тысяч раз превосходит выброс с поверхности Солнца. Компактный компаньон, в большинстве случаев, оказался нейтронной звездой приблизительно в 1,4 солнечной массы, с поперечником порядка 10 километров.

Эти системы, кажется, делятся на два класса. В первом классе (к нему относится IGR J16318-4848) орбита нейтронной звезды почти круговая. И весьма небольшая — меньше, чем расстояние от Солнца до Меркурия.

Выяснилось, что даже огромная гравитация, чудовищное излучение и магнитные поля нейтронной звезды не в состоянии расчистить на её пути газовый кокон, формируемый звездой-гигантом. А взаимодействие нейтронной звезды и кокона приводит к рентгеновскому излучению, которое можно уловить и расшифровать.

Второй класс (например, объект IGR J17544-2619) отличается вытянутой орбитой нейтронной звезды, которая лишь периодически попадает в газовый кокон соседа, что отражается в виде периодически же возникающего рентгена.

Учёные предполагают, что намного больше таких удивительных систем будет выявлено при помощи нового космического гамма-телескопа GLAST (Gamma Ray Large-Area Space Telescope), который должен стартовать на орбиту нынешней осенью. Собственно на первом научном симпозиуме по GLAST, прошедшем в Пало-Альто, Сильвейн и представил свой доклад.

Британские учёные призывают Европу снарядить экспедицию на Фобос