Столкновения комет породили пылевой диск в Улитке

Один из недавних инфракрасных снимков туманности Улитка (фото NASA/JPL-Caltech/K. Su/Univ. of Ariz.).

Изучая туманность Улитка в созвездии Водолея, учёные из исследовательской группы во главе с доктором Кэйт Су (Kate Su) из университета Аризоны в Тусоне (University of Arizona, Tucson), сделали удивительное открытие. Они обнаружили, что в настоящее время внутри этого практически погибшего астрономического объекта идёт необычный процесс.

Улитка представляет собой планетарную туманность, находящуюся вокруг почти умершей звезды, некогда напоминавшей Солнце.

Эта звезда (которую классифицируют как белый карлик) давно привлекает внимание астрономов. Однако лишь недавно с помощью инфракрасного космического телескопа Spitzer удалось зафиксировать вокруг неё пылевой диск на расстоянии 35-150 астрономических единиц (за астрономическую единицу принято расстояние от Земли до Солнца).

Исследователи были удивлены, когда сделали это открытие, ведь, теоретически, расширяющиеся слои белого карлика должны были бы далеко отбросить пыль.

Объясняя такое состояние дел в этой системе, учёные сказали, что несколько миллиардов лет назад её планеты, астероиды и кометы, скорее всего, находились на практически стабильных орбитах. Однако в результате расширения звезды (что характерно для белого карлика) часть таких объектов должна была бы оказаться уничтоженной.

Но астероиды и кометы, находящиеся на большом расстоянии от звезды, не погибли. Они выжили, сместились со своих позиций, и их пути стали пересекаться, что, в свою очередь, привело к многочисленным столкновениям этих объектов. В итоге стала появляться пыль, из которой сформировался диск, хотя звезда уже вступила в конечную фазу своей эволюции.

Но, как оказалось, изюминка открытия не столько в обнаружении самого диска (о чём-то подобном и весьма фатальном мы рассказывали, например, тут). В ходе предыдущих исследований Улитки сообщалось о том, что её белый карлик почему-то интенсивно излучает в рентгеновском диапазоне, но что тому причиной – было неизвестно. Выдвигалось предположение о том, что звезда «накручивает» на себя материал другой – пока невидимой – звезды, но эта гипотеза ничем не подтверждалась.

Теперь же, изучая свойства недавно открытого диска, учёные пришли к выводу, что причина, по-видимому, в собственном материале карлика, который, падая на него, вызывает излучение.

Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal Letters.

Читайте также о том, как столкнулись две планеты, и о том, как врезались две галактики.

THEMIS обеспечит небесным сполохам пятикратное возмездие