Учёные провели томографию фуллеренов в человеческих макрофагах

Для удобства отображения учёные сделали вот такую «пламенную» визуализацию томографии клетки с фуллеренами (иллюстрация Alexandra Porter et al.).

Исследователи из коллектива под руководством Александры Портер (Alexandra Porter) из нанотехнологического центра в Кембридже (Cambridge University Nanoscience Centre) впервые смогли сделать трёхмерную съёмку наночастиц C60 внутри клеток-макрофагов. Эти наблюдения могут оказать огромную помощь на многих направлениях современной медицины.

Молекулы C60 или фуллерены, или, как их ещё называют, бакиболлы (buckyballs) давно интересуют многих современных учёных, в частности, медиков. Эти частицы среди прочего хороши тем, что могут служить для доставки лекарственных веществ к клеткам. С другой стороны, согласно некоторым исследованиям – сами они оказывают на клетки токсическое воздействие.

Насколько опасен этот вредный эффект, зависит от того, в какую часть клетки происходит проникновение фуллерена.

На этот счёт уже существуют некоторые теории. Но кембриджские учёные решили «вживую» посмотреть на процесс поглощения фуллеренов человеческими макрофагами – клетками, приспособленными к захвату и разрушению опасных для организма органических и неорганических объектов (частиц, бактерий, клеток).

Пронаблюдать фуллерены обычными способами в таких условиях непросто: и эти молекулы, и основной материал клеток состоят из углерода. Поэтому для проведения исследования учёные использовали просвечивающую электронную микроскопию по потерям энергии. Этот метод удобен тем, что позволяет выбирать из всего спектра электроны определённых энергий.

Как показало наблюдение, попадая в макрофаг, фуллерены в основном останавливаются в цитоплазме и в лизосомах (мембранных пузырьках, разрушающих ненужные структуры). В таких случаях эти наночастицы не наносят существенного вреда.

Однако защита макрофагов от них не универсальна, и в некоторых случаях возможно проникновение молекул C60 в ядро клетки, что уже может представлять определённую опасность.

По словам доктора Портер, опыт проводился in vitro, и следующим шагом будет проведение аналогичного эксперимента с клетками in vivo.

Об итогах своей работы учёные сообщили в статье, опубликованной в журнале Environmental Science & Technology.

Кое-что про фуллерены вы можете узнать в нашем сериале про чудеса нанотехники, а также, почитав о том, как эти молекулы копят водород в результате инкрустации, расправляются с блохами и окунями, спасают от радиации и даже – по утверждению нашего читателя — телепортируют микрообъекты.

Рак будут лечить триллионами нанобиозондов