Установлена фундаментальная закономерность для всех галактик

Недавно открытая закономерность действует сразу для всех галактик, в том числе — и для неправильной M82 (фото NASA, ESA, The Hubble Heritage Team, STScI/AURA).

Астрофизики из исследовательской группы под руководством профессора Сандры Фабер (Sandra M. Faber) из университета Калифорнии в Санта-Круз (University of California, Santa Cruz) установили фундаментальную закономерность динамики галактик. Интересно, что она действует для любой из них — независимо от типа.

Это правило звучит довольно просто: чем массивнее галактика, тем быстрее будут двигаться её звёзды и газ.

Ранее подобную закономерность для спиральных галактик учёные установили 30 лет назад; она известна под названием «соотношение Талли-Фишера» (Tully-Fisher relation). Примерно в то же время было открыто и так называемое соотношение Фабер-Джексона (Faber-Jackson relation), говорившее о том же самом, но для эллиптических галактик.

Новое исследование продвинулось ещё дальше: теперь, выяснилось, что это правило верно как для спиральных и эллиптических галактик, так и для любых других – самых невероятных форм. В том числе, и для тех, которые возникли в результате слияния галактик.

Как говорят исследователи, это правило является достоверным для галактик в возрасте до 8 миллиардов лет.

Результаты исследования будут опубликованы в ближайшем выпуске Astrophysical Journal Letters.

Читайте также о закономерностях у горячих Юпитеров, о законах квантовой физики для сверхгигантских волн, а также о сомнении в состоятельности закона разбегания галактик. А ещё узнайте о демоне, покусившемся на закон термодинамики.

YORP-раскрутка: солнечные лучи вертят реактивные астероиды