Частная ракета-носитель немного не дотянула до МКС

Камера на верхней ступени Falcon 1 показывает голубой шарик за кормой (кадр с сайта spacex.com).

Вечером 20 марта (в Москве было 5 утра 21-го) с тихоокеанского острова Омелек (Omelek) атолла Кваджалейн (Kwajalein) в космос стартовала ракета Falcon 1 американской компании SpaceX. Миллионер Элон Маск (Elon Musk), владелец и основатель SpaceX, считает, что полёт был успешным на 95%.

Мы привыкли, что на околоземную орбиту летает лишь техника, построенная компаниями-гигантами (РКК «Энергия», EADS, Boeing, Lockheed Martin и так далее). Теперь, похоже, наступает новая эра: небольшая частная компания продемонстрировала, что способна разработать и построить полноценную ракету-носитель и запустить её в космос.

Двухступенчатая Falcon 1 способна выводить на низкую орбиту полезный груз массой 570 килограммов. Компания утверждает, что это самая доступная на рынке космическая ракета-носитель.

Напомним, первый старт Falcon 1 закончился пожаром на 25-й секунде полёта. Увы, он погубил спутник, контракт на запуск которого рискнули разместить заказчики, зная, что полёт этот фактически испытательный. Тогда была объявлена цена запуска — $6,7 миллиона, что по меркам рынка пусковых услуг действительно крайне привлекательно. Кстати, все подробности конструкции ракет семейства Falcon и планы компании вы найдёте здесь и вот тут.

Вернёмся, однако, к сегодняшнему старту. Ракета прекрасно поднялась в воздух. Первая ступень отработала без проблем. Нормально прошли разделение ступеней, сброс головного обтекателя и запуск двигателя второй ступени. Но первой космической скорости достичь не удалось: почти в конце полёта возникли вращение и курсовые колебания ракеты, из-за которых разгон пришлось прекратить.

Маск утверждает, что это — одна из тех неполадок, которые было бы трудно предвидеть и выявить исключительно наземными тестами. И, мол, теперь устранить дефект будет просто, поскольку есть вся телеметрия, переданная с ракеты.

Тем не менее, верхняя ступень Falcon 1 достигла высоты в 320 километров, что всего на 80 километров ниже, чем орбита МКС!

Потому SpaceX с оптимизмом смотрит на будущие запуски Falcon 1, а также своего тяжёлого носителя Falcon 9. Последний должен выводить на орбиту несколько тонн груза (до 28 в самой тяжёлой модификации), в том числе, создаваемый самой же компанией (на грант NASA) 7-местный космический корабль Dragon.

В этом году должна состояться ещё пара стартов Falcon 1, теперь уже — со спутниками. Летний запуск куплен американским министерством обороны (DoD), а осенью Falcon 1 должен поднять на орбиту спутник малазийской компании ATSB.

На Марсе открыты пещеры