Создана трёхмерная модель взрыва белого карлика

На иллюстрации, полученной в ходе симуляции взрыва белого карлика, показано формирование внутри звезды выброса раскалённого вещества (иллюстрация Lamb group/U of Chicago).

Учёные из университета Чикаго в Иллинойсе (University of Chicago in Illinois) под руководством профессора Дональда Лэмба (Donald Lamb) создали трёхмерную модель взрыва белого карлика. Благодаря ей, они смогли узнать о том, как развивается этот процесс. Однако сведения этой исследовательской группы вызвали в научном мире некоторые сомнения.

Работа Лэмба представляет большой интерес для астрофизики, так как считается, что именно взрывы белых карликов являются причиной сверхновых типа Ia.

В 2004 году этот учёный вместе с коллегами моделировал аналогичный процесс в двумерном варианте. На сей раз взрыв белого карлика исследователи построили в трёх пространственных измерениях.

Согласно данным исследователя, взрыв начинается ассиметрично с возникновения раскалённого «выступа» вещества размером около 15 километров внутри белого карлика. Эта структура примерно за одну секунду достигает поверхности, откуда вырастает грибообразное раскалённое облако высотой почти в 2 тысячи километров.

Ещё через секунду под этим облаком формируется поток вещества, выходящий с противоположной стороны звезды, который и вызывает детонацию и дальнейшее возникновение того, что мы называем вспышкой сверхновой.

В целом процесс длится не более трёх секунд. Однако построение этой модели потребовало куда большего времени. Для исследования использовались суперкомпьютеры Ливерморской национальной лаборатории (Lawrence Livermore National Laboratory) и Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory), которым для этого потребовалось 75 часов работы 768 процессоров.

Однако Стэнфорд Вузли (Stanford E. Woosley), астроном из университета Калифорнии в Санта-Крузе (University of California in Santa Cruz) сказал, что его исследовательская группа проводила такое же моделирование с использованием почти таких же компьютерных ресурсов.

Но результаты его симулирования оказались иными. По данным группы Вузли, произошёл такой же выброс облака и взрыв на противоположной стороне белого карлика, однако никакой детонации, приведшей к взрыву сверхновой, не было.

Заодно почитайте о взрыве Кассиопеи А, который оказался черзвычайно аккуратным.

Японский восход решил головоломку солнечного жара