За собачьи размеры отвечает всего один ген

За такую впечатляющую разницу между размерами чихуахуа и датского дога отвечает всего один небольшой участок ДНК (фото Deanne Fitzmaurice).

Почему собаки так сильно различаются по величине – от «карманного» йоркширского терьера до почти 100-килограммового датского дога? Учёные долго не могли ответить на этот вопрос, но недавно это удалось сделать группе исследователей во главе с Элани Острандер (Elaine A. Ostrander), исследователем из национального исследовательского института человеческого генома (National Human Genome Research Institute).

Как ни странно, но оказалось, что за «уменьшение» собаки отвечает всего один ген.

Для проведения исследования учёные подвергли анализу образцы крови 3241 собаки разных пород. После изучения ДНК, содержащейся в этих образцах, учёные обнаружили, что источником генетической инструкции, управляющей «габаритами» животного, служит ген под названием IGF-1.

Практически у всех млекопитающих этот ген отвечает за выработку гормона, стимулирующего рост особи от рождения до достижения зрелости. Однако у маленьких собак это происходит иначе: у этих животных в области IGF-1 располагается как минимум одна мутация, вызывающая противоположный эффект и подавляющая рост.

По сравнению Элани Острандер, этот ген работает как кнопка масштабирования копировального аппарата.

Судя по всему, эти мутации появились примерно 12 тысяч лет назад — то есть в то время, когда собаки «отделились» от волков. По мнению Гордона Ларка (K. Gordon Lark), другого участника исследования из университета Юты (University of Utah), маленькие собаки произошли от волков маленького размера.

Эти «малоформатные» волки именно потому смогли выжить, что были одомашнены людьми. Однако, по словам учёного, у современных волков подобных генетически обусловленных вариаций размеров не обнаруживается.

Впрочем, несмотря на то, что роль IGF-1 в предопределении размеров очень велика, Острандер уточнила, что этот ген – «только одна часть истории». Ведь есть целый ряд других генов, которые, взаимодействуя с IGF-1, оказывают влияние на развитие собаки.

Результаты исследования опубликованы в Science.

Читайте также о том, как посредством всего одного гена можно спасти от алкоголизма, перекрасить мамонта, отремонтировать червяка, поменять интеллект и сексуальную ориентацию.

Бегущий страус поворачивает тело к пострадавшим