Разработан светодиод с близким к 100% КПД

Джаббур, Ли и обложка журнала Advanced Materials, на которую редакторы вынесли схему нового экзотического светодиода (фотографии с сайта som.asu.edu, иллюстрация с сайта interscience.wiley.com).

О создании необычной разновидности органического светодиода (OLED) объявили Гассан Джаббур (Ghassan Jabbour) и Цзянь Ли (Jian Li) из университета Аризоны (Arizona State University). Новый тип OLED откроет путь к изготовлению эффективных систем освещения.

Диод, который придумала научная группа под руководством Джаббура и Ли, называется «Белый фосфоресцентный органический светодиод, базируемый на эксимерах» (Excimer-Based White Phosphorescent Organic Light-Emitting Diode). Поясним, эксимеры — это разновидность возбуждённых молекулярных комплексов.

Разработчики необычного OLED пишут, что высокой эффективности им удалось добиться путём сочетания специально подобранных мономеров и эксимеров, внедрённых в новый базовый материал, а также — оптимизации конструкции диода с точки зрения распределения зарядов.

В результате удалось, как сообщают исследователи, «впервые продемонстрировать почти 100-процентную внутреннюю квантовую эффективность белого OLED» (подробнее — в пресс-релизе университета и статье авторов работы в журнале Advanced Materials).

Внутренняя квантовая эффективность, говоря упрощённо, это отношение числа излучённых фотонов к числу электронов, введённых в устройство. Хотя здесь сравниваются не мощности (потребляемого тока и испускаемого света), по смыслу можно считать этот показатель аналогом привычного КПД. Последний для ламп накаливания, к слову, составляет примерно 5%, для люминесцентных ламп — 25%, а для твердотельных полупроводниковых светоизлучающих устройств — до 50%.

Авторы этой исследовательской работы утверждают, что светодиоды на эксимерах, с подобранными ими материалами и архитектурой, можно производить в массовом порядке и сравнительно недорого.

Читайте также об экспериментальных OLED для систем освещения, о светодиоде, выдающем 100 люмен на ватт, и светодиоде со световым потоком в тысячу люменов.

Установлен мировой рекорд по генерации радиосигнала