Крабы заинтриговали биологов капюшонами из песка

В животном мире самки часто отдают предпочтение внешним эффектам — если потенциальный партнёр предстаёт эдаким павлином. В случае с крабами, однако, не украшения, а меры против хищников могут доказать состоятельность самца (фото John H. Christy/Smithsonian Tropical Research Institute).

Необычные «сексуальные сигналы» самцов, связанные с защитой самок от хищников, изучили на примере крабов-скрипачей (Uca terpsichores) Джон Кристи (John H. Christy) из Смитсонианского института тропических исследований в Панаме (Smithsonian Tropical Research Institute) и двое его коллег из Южной Кореи.

Результаты этой любопытной работы опубликованы в онлайновом журнале PLoS ONE.

Учёные обратили внимание на то, что самки крабов-скрипачей, оставившие своё безопасное жилище ради выбора «в поле» партнёров для спаривания, часто отдают предпочтение самцам, которые строят у входа в свои норы «замки из песка» — насыпи, обрамляющие норы наподобие капюшона.

Построив такую структуру, краб обычно становится рядом с ней и осуществляет ритуал «ухаживания» — машет крупной клешнёй. После примерно 100 таких взмахов самка обычно принимает предложение и уединяется с избранником в его норе.

Причём чем больше для самки был риск подвергнуться нападению хищной птицы во время поиска партнёра, тем более привлекательным ей казался самец, построивший у своего дома такой «капюшон».

Джон Кристи считает, крабы-самцы первоначально строили «замки», чтобы помочь самим себе находить собственные норы — с «капюшоном» повысившийся дом становится более заметным.

А тот факт, что постройки стали привлекательными для самок, по-видимому, объясняется их стремлением минимизировать риск. Таким образом, исследователи полагают, что обнаружили первое свидетельство того, что предпочтение самки определённому «сексуальному сигналу» может быть напрямую связано с её выживанием.

Напоследок заметим, что крабы-скрипачи — вообще занятные: их самки — самые придирчивые существа на Земле, сами они могут менять цвет, чтобы их не съели хищные птицы, и обладают удивительными социальными навыками.

Пиво помогает учёным находить взрывчатку