Космические фонтаны создаёт живая кора Энцелада

Один из возможных механизмов разогрева «тигриных полос» — латеральный сдвиг их стен (иллюстрация NASA/JPL).

Сразу две научные группы опубликовали в журнале Nature отчёты о своих исследованиях на одну и ту же тему — о знаменитых фонтанах Энцелада, состоящих из водяного пара и льда, бьющих в космос из "тигриных полос".

Обе группы пришли, в целом, к одному выводу — фонтаны на спутнике Сатурна могут быть, без необходимости «вводить» в модель ледяной планеты подповерхностные водоёмы с жидкой водой, объяснены приливными эффектами. Правда, в объяснении этого эффекта учёные расходятся.

В первой работе, её ведущий автор — Францис Ниммо (Francis Nimmo) из университета Калифорнии в Санта-Крузе (UC Santa Cruz) — планетологи утверждают, что секрет движущей силы фонтанов в латеральном (боковом) взаимном смещении стен разломов, производимого приливными силами, сжимающими и растягивающими спутник, который движется по эллиптической орбите.

Трение в разломах производит тепло, которое растапливает лёд и превращает его, в условиях вакуума, в смесь пара и мелких ледяных частиц.

Интересно, что эта модель предполагает всё же наличие большого подлёдного океана, но не вблизи самой поверхности, а гораздо глубже. Наличие этой жидкой прослойки и позволяет, по мнению данной научной группы, ледяной коре Энцелада двигаться достаточно сильно, для генерации искомого тепла.

Толщину ледяной коры спутника Ниммо оценил от пяти до нескольких десятков километров, а величину латерального сдвига стен разломов — полметра за один приливный период.

Во второй работе, кстати, её ведущий автор — Тэрри Харфорд (Terry Hurford) из космического центра Годдарда (Goddard Space Flight Center) — учёные описывают механизм, заставляющий «тигриные полосы» периодически раскрываться и закрываться, в соответствии с циклом приливов.

При этом исследователи учли, что на протяжении каждой орбиты спутника меняется не только его удаление от газового гиганта. Положение Сатурна в небе Энцелада также меняется, смещаясь с востока на запад и обратно.

Вместе это приводит к закрытию большинства разломов в ближней к Сатурну точке орбиты спутника и их открытию в дальней точке орбиты.

Учёные полагают, что эти процессы регулируют активность фонтанов, а периодическое сжатие стен разломов (создающее давление) и последующее их открытие в космос объясняет выбрасывание из недр спутника испарившейся воды, вместе со льдом (смотрите также пресс-релиз NASA).

Напомним, что за свои таинственные фонтаны Энцелад удостоился особенного внимания учёных (мы подробно рассказывали об этой планете). За последнее время каких только гипотез относительно этого мира не выдвигалось, со своими логичными обоснованиями и доказательствами: и про смену его оси вращения (автор – тот же Ниммо – утверждает, что обе его гипотезы сочетаются между собой), и про его подлёдные тёплые моря, и про клатраты, и про его радиоактивные глубины.

Да ещё выяснилось, что Энцелад занимается граффити в космических масштабах.

Найдено самое серьёзное свидетельство тёмной материи