Получено первое изображение поверхности Альтаира

Альтаир больше не точка в небе. Перед вами его первый фотопортрет (обработанный кадр в ближнем инфракрасном диапазоне). Внизу слева показаны меридианы и параллели звезды (фото Zina Deretsky, National Science Foundation, иллюстрация John Monnier).

Первое фотографическое изображение поверхности другой звезды, близкой по размерам к Солнцу, получили Джон Моннье (John Monnier) из университета Мичигана (University of Michigan) и его коллеги-астрономы из ряда других научных учреждений США и Европы.

Альтаир — 12-я по яркости звезда на небе, находящаяся всего в 16,7 световых лет от Земли, относится к спектральному классу A7. По массе она всего в 1,7 раза больше Солнца и настолько же больше его по радиусу.

До сих пор возможностей земной техники хватало только на то, чтобы получить изображение поверхности Солнца (что очевидно) и ещё — некие детали на поверхности самых крупных звёзд-гигантов.

Для того чтобы разглядеть что-то на такой звезде, как Альтаир, пусть расположенной недалеко, но совсем некрупной, потребовался бы единичный телескоп с диаметром зеркала в 300 метров. Для современной техники это ещё невероятный параметр.

Однако астрономы сумели обойти это ограничение, воспользовавшись четырьмя телескопами Центра астрономии высокого разрешения университета Джорджии (Chara). Телескопы эти разбросаны в круге диаметром 250 метров.

Собрав свет от них в новом устройстве, названном «Мичиганский инфракрасный объединитель» (Michigan Infrared Combiner), учёные получили снимок Альтаира с разрешением менее одной угловой миллисекунды, о чём и рассказали в Science (смотрите также подробный пресс-релиз университета Мичигана и пресс-релиз университета Джорджии).

Астрономы сравнивают это с прочтением 2-миллиметрового шрифта в газете с расстояния в 160 километров.

Белая звезда Альтаир, как известно, быстро вращается. На экваторе период её вращения составляет 6,5 часов (для сравнения у Солнца — 25 дней). Так что Альтаир заметно сплющен у полюсов. Это прекрасно видно на новых кадрах. Ранее же это искажение формы лишь предсказывалось по моделям.

Однако снимки показали и кое-что ещё: различие в яркости фотосферы по широте и также отдельные светлые и тёмные пятна. Астрономы пишут, что наблюдаемые особенности и детали фотосферы не могут быть объяснены традиционными моделями однородно вращающейся звезды. Так что оптическая интерферометрия поверхности ближайших звёзд (в том числе и Альтаира) с новым инструментом должна быть продолжена. С целью лучшего понимания физики звёзд.

Читайте про получение первых карт Плутона и Цереры, а ещё — про впечатляющее составление карты погоды на планете, вращающейся вокруг чужого солнца, на расстоянии в 60 световых лет от нас.

Раскрыты тайны тесной сверхмассивной двойной звезды