Найден самый холодный коричневый карлик

Так в представлении художника выглядят типичный коричневый карлик и его спутник. Внизу: снимок J0034-00 — зеленоватая точка в нижней части кадра (иллюстрация и фото с сайта news.bbc.co.uk).

Дэниел Мортлок (Daniel Mortlock), Стив Уоррен (Steve Warren) и их коллеги из группы астрофизики Имперского колледжа Лондона (Imperial College Astrophysics) обнаружили в космосе самую холодную «полузвезду».

Необычный объект расположен в созвездии Кит, приблизительно в 50 световых годах от Земли. J0034-00 — это коричневый карлик, то есть тело довольно большое, чтобы называться планетой, но ещё недостаточно крупное, чтобы быть полноценной звездой с реакциями ядерного синтеза в ядре.

Температура на его поверхности составляет всего 327-427 градусов по Цельсию (600-700 кельвинов). И это самый холодный одиночный коричневый карлик из всех ранее открытых. Он же — один из самых лёгких — приблизительно 15-30 масс Юпитера, что, кстати, вновь поднимает вопрос о более чётком разграничении планет и коричневых карликов (и планемо, если на то пошло).

Тут надо отметить, что обычно коричневые карлики куда горячее. Даже те из них, которые учёные относят к холодным (спектральный класс T), обладают температурой на поверхности хотя бы в 800–900 кельвинов (как нашумевшая "недозвезда"). И даже любопытный коричневый карлик, расположенный в окрестностях Солнца и имеющий температуру на поверхности в 1023 кельвина, астрономы тоже относят к холодным.

J0034-00 был открыт доктором Мортлоком при помощи инфракрасного телескопа UKIRT, расположенного на Гавайях. Доктор Уоррен же возглавил команду, которая подробнее изучила объект, воспользовавшись телескопом обсерватории Gemini в Чили.

Любопытно, что Мортлок искал далёкие квазары, применяя на телескопе UKIRT различные фильтры. А нашёл коричневый карлик, живущий на много порядков ближе тех объектов, за которыми учёный охотился. Оказалось, что по цвету (в диапазоне, с которым работал UKIRT) новый объект был очень схож с квазаром.

Читайте также про коричневые карлики-пульсары, про объект массой всего в 12 юпитеров, который сформировался как звезда, и про планемо с протопланетными дисками.

И узнайте о том, что на некоторых коричневых карликах идут дожди из железа.

Модель показала жидкое ядро Марса