На Марсе найдены следы глобального океана

Океаны Марса исчезли, по крайней мере, 2 миллиарда лет назад, полагают калифорнийские планетологи. Здесь показана реконструкция береговой линии (иллюстрации Taylor Perron/UC Berkeley).

Так считают Марк Ричардс (Mark Richards) и Тейлор Перрон (Taylor Perron) из университета Калифорнии в Беркли (UC Berkeley) и их коллеги из ряда других научных учреждений. Они провели любопытное моделирование, показавшее прежние береговые линии исчезнувшего марсианского глобального океана (состоявшего из пары крупных частей), миллиард с лишним лет назад искажённые чудовищным катаклизмом.

На Марсе существует две самые крупные береговые линии, каждая — в тысячи километров длиной. Одна осталась от Аравийского океана (Arabia ocean), другая от океана Дейтеронилус (Deuteronilus ocean), полагают исследователи. Кстати, данные океаны заимствовали официальные имена у регионов Марса, где они когда-то плескались — Arabia Terra и Deuteronilus Mensae.

Длинный ряд деталей ландшафта, которые врезаются в марсианские равнины, исследователи Красной планеты давно уже интерпретировался как остатки прежних береговых линий.

Но топографические профили, снятые со спутников по этим предполагаемым береговым линиям, показали колебания этой самой линии по высоте с амплитудой до нескольких километров. Так что же это был за странный «уровень мирового океана» с такими перепадами? Так гипотезу об океане отставили в сторону.

А теперь вернули вновь. Американские исследователи показали, что существующие особенности береговой линии прекрасно объясняются сменой оси вращения Марса в прошлом (более миллиарда лет назад), при которой берега океанов (высохших ещё ранее) сместились на десятки градусов, и последовавшими затем обширными деформациями поверхности планеты, исказившими бывшие береговые линии.

Смена в расположении оси вращения относительно поверхности планеты могла быть вызвана некой разбалансировкой, потребовавшей перемещения более тяжёлых частей планеты к экватору. Было ли это результатом падения крупного астероида, или постарались вулканы, постепенно поднявшие огромные вулканические щиты, или некие глобальные перераспределения вещества в мантии — не важно.

Главное — авторы нового исследования нашли свидетельства такой глобальной перемены и установили, что она соответствует динамике вращения планеты и наблюдаемым береговым линиям.

И если проиграть в обратную сторону деформации марсианской оболочки вследствие «опрокидывания» планеты, установили исследователи в новой работе, наблюдаемые сейчас горные хребты распрямятся, а все участки прежней береговой линии окажутся на одном уровне по высоте.

Кстати, гипотезу об «опрокидывании» Марса учёные выдвигают не в первый раз. Но если в предыдущем исследовании мы видели анализ связи такой перемены с климатическими изменениями, то здесь перед нами — картина связи «переворота» с последующей «маскировкой» береговой линии океанов.

О том, куда делась вода, гадать не нужно. Как показали последние исследования, едва ли не на половине всей площади Марса имеются обширные ледяные запасы (скрытые под поверхностью), в обеих полярных шапках и прилегающих районах воды в виде льда скрыто намного больше, чем считалось ранее, ну и не стоит забывать о целом ледяном море, лежащим прямо на поверхности, только прикрытом слоем пыли.

Подробнее — в ряде материалов самих авторов исследования в свежем номере Nature.

Астронавты должны заштопать теплозащиту шаттла