Астронавты отремонтировали Atlantis

Оливас заправляет мягкое теплозащитное одеяло на место (кадры NASA TV).

Экипаж челнока Atlantis (STS-117) выполнил ремонт теплозащитного покрытия. Тем временем российские компьютеры МКС вошли в нормальный режим работы.

После приключений на прошлой неделе, когда из-за крупного сбоя отказали компьютеры российского сегмента Международной космической станции, вследствие чего выключилась система ориентации, система регенерации кислорода и многие другие системы, обитатели орбитального дома вздохнули свободнее. Компьютеры практически удалось вернуть в нормальный режим.

Сегодня вновь запущенная станционная система ориентации и коррекции орбиты должна пройти проверку. Также космонавтам предстоит вновь запустить систему генерации кислорода «Электрон». Если всё будет нормально, шаттл покинет МКС завтра.

Между тем Сунита Вильямс (Sunita Williams), которую сменил в составе 15-й экспедиции МКС (Expedition 15) Клейтон Андерсон (Clayton C. Anderson), поставила рекорд пребывания женщины в космосе. 16 июня она превзошла предыдущее достижение (188 дней и 4 часа), которое также принадлежало представительнице США — Шэннон Люсид (Shannon Lucid), летавшей на станцию «Мир» в 1996-м.

С учётом намеченной даты посадки челнока (Вильямс летит домой вместе с экипажем STS-117) — 21 июня — её достижение должно составить внушительные 194 дня.

Вильямс же принадлежит и новый женский рекорд по суммарному пребыванию вне космического корабля/станции. За время своей полугодовой вахты на МКС Сунита выполнила четыре выхода в открытый космос общей продолжительностью 29 часов 17 минут.

Во время работы же в открытом космосе экипажа челнока (всего в этом полёте было выполнено четыре выхода) американским астронавтам пришлось не только провести плановые работы (о задачах миссии мы коротко говорили здесь), но и заняться ремонтом Atlantis, который получил небольшое повреждение при взлёте.

В пятницу Джон Оливас (John «Danny» Olivas) «пропутешествовал» на конце манипулятора шаттла к самому его хвосту, где под руководством менеджеров миссии осторожно вернул на место отогнувшийся край теплозащитного одеяла на корпусе двигателей орбитального маневрирования.

Чтобы под действием потока воздуха оно не отогнулось вновь, астронавт пришпилил его в определённых точках 30-ю скрепками из специального степлера. Накануне несколько сотен техников на Земле работали над планом данной тонкой процедуры.

Эрис перевесила Плутон