Предложен магистральный авиалайнер на сверхпроводниках

Электромотор этого экспериментального Boeing — обычный, не сверхпроводящий, зато питается он от мощных топливных элементов. На врезке: проект электромотора на сверхпроводниках (фото Intelligent Energy, иллюстрация с сайта gizmag.com).

Сократить выхлоп вредных веществ у магистральных лайнеров до нуля можно, если перевести их на сверхпроводящую электрическую силовую установку. Со смелым предложением выступила группа американских учёных, опубликовавшая анализ такой системы в журнале института физики (Institute of Physics Journal).

Заметим, в небо уже не раз поднимались небольшие самолётики, движимые комбинацией воздушного винта, электромотора и аккумуляторов. Не только авиамодели, но и пилотируемые аппараты (можно глянуть на удивительный самолёт, работающий от пальчиковых батареек). Строили энтузиасты и другие лёгкие самолёты на аккумуляторах.

А ещё следует вспомнить о плане компании Boeing (скооперировавшейся с рядом фирм в Европе и США) по созданию спортивного самолёта на водородных топливных элементах (он, кстати, должен выполнить испытательные полёты в этом году).

Но сложно представить, как по такому же принципу можно построить большой магистральный авиалайнер на сотни пассажиров.

Выполнимость этой идеи показали Филипп Мэссон (Philippe Masson) и Цезар Луонжо (Cesar Luongo) из университета Флориды (Florida State University), Джеральд Браун (Gerald Brown) из NASA, а также Даниэлла Собан (Danielle Soban) из технологического института Джорджии (Georgia Institute of Technology).

Они отметили, что электродвигатели на сверхпроводниках (а такая технология уже существует), вращающие лопасти турбины, напоминающей воздушный вентилятор в турбореактивном движке, могут обеспечить требуемое для авиалайнера соотношение мощности и веса, габаритов всего авиадвигателя и, очевидно, будут ещё и намного эффективнее электромоторов обычных.

В качестве же источника энергии для таких электротурбин авторы концепции предлагают использовать топливные элементы, питаемые водородом. Причём в баки лайнера следует закачивать жидкий водород, который, благодаря своей низкой температуре, обеспечит и необходимое охлаждение сверхпроводящих обмоток электромотора.

Жидкий водород обладает в несколько раз большей энергией на единицу своего веса, чем керосин, отмечают учёные. И добавим, что технология заправки жидким водородом давно отработана по ракетной технике, а также — в необычных легковушках BMW, уже выпускаемых мелкой серией.

Наличие мощного источника энергии на борту означало бы, что в новом лайнере можно полностью отказаться от гидравлических систем в пользу одних лишь электрических сервоприводов.

По словам Мэссона, его команда ищет промышленные компании и спонсоров, чтобы построить опытный образец сверхпроводящего турбовентиляторного авиадвигателя. Учёный подчёркивает, что все технологии, необходимые для создания такого мотора — существуют. Это лишь вопрос финансирования.

Магистральный лайнер на топливных элементах по нынешним представлениям был бы дорогим в постройке (но со временем стоимость топливных элементов может упасть). Зато он обладал бы нулевой эмиссией парниковых газов и вредных веществ, а ещё – требовал бы намного меньше техобслуживания и отличался бы высокой надёжностью, считают авторы концепции.

Кстати, в США разрабатывается проект военного корабля на сверхпроводниках (36,5-мегаваттный электромотор для него уже построен). А если вам больше интересны экологичные, но экзотические (пока) самолёты — читайте о новейшем проекте чистого лайнера и планах перевода парка одной из авиакомпаний на «зелёное» авиационное топливо.



Экономная линия предлагает чистый эколайнер

18 июня 2007

Открыты очаги сверхпроводимости при температуре выше критической

31 мая 2007

Вовсе не медведь: Джон бороздит небо на воздушных шариках

7 мая 2007

Холодное сердце корвета будущего использует чудеса сверхпроводимости

7 марта 2007

Бюджетный самолёт приглашает прилечь на бочонок с керосином

12 февраля 2007